Главная

Новости

о Центре

Университеты

Инновации

Социальный автобус

Обращения

Сказкотерапия

Сказкотерапия - направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки). Сказкотерапия - это еще и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни" (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева). Достоинствами и преимуществами метода сказкотерапии можно считать ее метафоричность, отсутствие дидактичности, архетипичность, психологическую защищенность, интеграцию многих психотехнических приемов в сказочный контекст: это рисунок, драматизация, куклы, коллаж, музыка и др. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Сказки метафоричны по своей природе.

Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит "использовать метафоры" в нашем понимании? Сочинять сказки! Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события.

Наверное, сегодня многие первопричины человеческих проблем уже сформулированы. Многое можно объяснить внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю - достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный - как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель "очищает" свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье. Опыт показывает, что сказки, сочиняемые людьми о своем будущем, очень часто сбываются. Функциональное значение сказкотерапии в работе с пожилыми людьми: - терапевтический потенциал сказкотерапии, - диагностические возможности сказкотерапии, - корректировка стереотипных моделей поведения и осваивание более эффективных способов межличностного взаимодействия, - сказкотерапия как "дверь" в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство "обхода" сопротивления, как метафора, - возможность больше узнать о своих ресурсах, развить творческую составляющую личности. Сказкотерапия сочетается с другими видами психотерапевтического воздействия. Использование метода возможно в индивидуальном и групповом формате. Можно выделить следующие моменты в работе с группой пожилых людей со сказкой: В групповой работе с пожилыми людьми интересно проходит интерпретация сказочных сюжетов. Также активно и в достаточной мере креативно проходит групповое задание на сочинение сказки по 10 словам. Можно специалисту использовать в работе с пожилыми людьми и групповую спонтанную инсценировку сказки. Проигрывание тех или иных эпизодов дает каждому участнику возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и отреагировать накопившиеся эмоции. Пожилые люди на группе с увлечением разбирают технику решения сказочных задач, сказочные сюжеты и стратегии их использования. Проживающие очень любят слушать и разбирать притчи, проводить параллель с собственной жизнью. Иногда использование сказки как притчи-нравоучения, которая с помощью метафоры подсказывает человеку вариант решения проблемы. В сказкотерапии можно использовать такой прием как рисование по мотивам сказки.

Рассказывание сказки. Прием способствует развитию фантазии, воображения, способности к децентрации.

Сочинение сказки. В сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития его личности. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности человека. Сказку можно использовать как притчу – нравоучение без обсуждения.

Можно устраивать обсуждения после прослушивания сказки или притчи по вопросам:

- Как вы думаете, о чем эта сказка (притча)?

- Какая часть сказки (притчи) вам показалась наиболее яркой?

- Встречали ли вы людей, похожих на какого-либо из героев сказки (притчи)?

- Чему мы можем научиться у этой сказки (притчи)?

Говоря о психологическом анализе сказок, неважно, что представляют собою - десакрализованные мифы, зашифрованные ритуалы, исторические хроники или младенческий бред - они производят мощное психологическое действие на современного ребенка, взрослого и пожилого человека.

А именно это и интересно. Кроме того, невозможно представить, как могла бы сказка так сохраниться и продолжать жить в культуре, переходя из поколения в поколение много веков, если бы она не была наполнена важным психологическим содержанием. В заключение представляется важным напомнить о существовании специфического действия сказки, особенно актуального в наше непростое время: сказка способствует повышению уверенности в себе и в своем будущем, поскольку позволяет становиться на позицию героя произведения ипреодолевать стоящие на его пути препятствия, выбирая наиболее подходящие пути и способы из множества выборов.