Главная

Новости

Информация

Университеты

Инновации

ПРОЕКТЫ

Обращения

Противодействие коррупции

Часто задаваемые вопросы

Бережливый город

Реализация проекта «Бережливый город» в социальном обслуживании

Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г.Волгодонска» основано в 1990 году. Ежедневно на социальном обслуживании в Центре находятся 1640 граждан пожилого возраста. Социальное обслуживание предоставляется в двух формах: стационарное и надомное. Получателями социальных услуг являются люди с разными категориями, это участники и ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, инвалиды, в том числе и дети - инвалиды.

В Центре работают 190 сотрудников, из них 131 социальные работники, 6 медицинские сестры. Ежегодно социальные работники предоставляют свыше 1 млн. социальных услуг.

С момента открытия  Центра в деятельность  постоянно  внедряются и реализуются передовые формы и методы работы в сфере социального обслуживания.  Это приводит к повышению качества социальных услуг и эффективности их оказания, а также к устойчивому  повышению продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия.

Сегодня перед организациями социального обслуживания стоят важные задачи по модернизации системы социальной поддержки,  по внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем, направленных на повышение качества предоставления социальных услуг. Поэтому в 2018 году в сфере предоставления социального обслуживания города Волгодонска первым по внедрению проектов «Бережливый город» стало муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска» (далее – Центр) с проектом «Бережливая социальная работа». При реализации данного проекта одной из важных задач и ожиданий, поставленных перед Центром, стал  прирост общей удовлетворенности жителей города от оказанных им социальных услуг и сокращение издержек, потерь времени и ресурсов  для работников сферы предоставления социальных услуг.

О принципах бережливого производства в атомных городах знают не понаслышке. Уже несколько лет на предприятиях госкорпорации применяют инструменты производственной системы Росатома (далее - ПСР).Внедрение инструментов бережливого производства началось в сфере промышленности. Однако, сегодня методология повышения эффективности процессов, производительности и формирования культуры «бережливого» мышления распространилась на все сферы. Так в администрации города Волгодонска реализуется «пилотный» проект «Эффективный муниципалитет», направленный на улучшение работы органов местного самоуправления.  Цель проекта – добиться большей продуктивности в деятельности муниципалитета: повысить эффективность, сократить бюрократические процедуры и сроки принятия и исполнения решений. В перспективе – устранить потери времени и ресурсов при организации работы во всех отраслях  городской жизни: здравоохранении, образовании, городском хозяйстве, системе городского транспорта и социальном обслуживании. Данный проект запущен в Волгодонске по поручению губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева в рамках реализации Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».

С целью внедрения  проекта «Бережливая социальная работа» в 2018 году для сотрудников Центра было организовано обучение с привлечением ПСР-тренеров.По результатам обучения и в целях внедрения проекта в сферу предоставления социальных услуг в Центре было решено реализовать два ПСР – проекта:

 - «Оптимизация процесса оказания услуги «Покупка за счет средств получателя услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода и реабилитации, книг, газет, журналов»;

 - «Оптимизация процесса оказания услуги «Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Направления были выбраны неслучайно, так как эти услуги, наиболее востребованные и 100 процентов обслуживаемых граждан ими пользуется. Данные услуги являются наиболее затратные по времени и силам.

С целью планомерного внедрения ПСР – проектов рабочей группой  разработаны карточки ПСР – проектов. В них обозначены вовлеченные лица, цели и плановый эффект, роки и  ключевые события проекта. Следующим этапом реализации стало выполнение картирования текущего состояния процессов.  Данная процедура позволила  выявить издержки  и потери рабочего процесса. Проанализировав их, выполнено новое картирование целевого состояния процессов, а также составлен план мероприятий по достижению целевого состояния и целевых показателей  проектов.

С целью визуального управления процессом разработаны памятки «Оказание социальных услуг в рамках реализации ПСР – проекта». В памятках обозначены основные моменты, на которые социальный работник должен обратить внимание при выполнении своих трудовых обязанностей.

Благодаря проведенному детальному анализу потребности в услугах, правильно выстроенному картированию и перераспределению нагрузки социальных работников, время протекания процессов  значительно сократилось. При этом количество обслуживаемых граждан на одного социального работника увеличилось с 5 до 8 человек, увеличилось количество выписываемых рецептов для граждан. 

Успешная практика внедрения  двух  проектов  способствовала реализации в 2019 году нового: «Оптимизация процесса оказания услуг по уборке жилых помещений граждан».

В перечне дополнительных социальных услуг, предоставляемых муниципальным учреждением «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска» на 2019 год включены услуги:

- ежедневная уборка (чистка ковров, паласов веником; вынос мусорного ведра; вытирание пыли; мытье посуды);

- еженедельная уборка (снятие паутины; чистка ковров; паласов пылесосом; уход за комнатными растениями; стирка белья в стиральной машине заказчика; влажная уборка в комнате проживания получателя социальных услуг (до 18 кв. м); чистка раковины);

- генеральная уборка (мытье полов; снять (развесить) шторы, гардины, занавеси; мытье бытовой техники; чистка ванны; мытье стеновых панелей (10 кв. м.); чистка газовой плиты; уборка в шкафу; уборка балкона).

Помимо «количественных» показателей в результате внедрения  ПСР – проектов «Бережливая социальная работа» также выявлены и «качественные» показатели – удовлетворенность граждан пожилого возраста, улучшение общего физического состояния получателей социальных услуг.

При реализации проекта «Бережливая социальная работа» были выделены три направления деятельности, способствующие повышению качества социального обслуживания и выполняющие основные задачи бережливого производства:

1. Создание комфортных условий и повышение уровня доступности социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов с целью удовлетворения заявленной потребности в социальных услугах. В данном направлении проделана работа по реорганизации приема заявок от получателей социальных услуг, а именно открыта деятельность COLL – центра. Специалисты по социальной работе принимают заявки на покупку продовольственных товаров и лекарственных средств в постоянном режиме. Благодаря наглядной навигации специалисты незамедлительно передают данные социальным работникам, закрепленным за определенный территориальный участок. При поступлении заявок в COLL – центр о необходимости выписки бесплатного рецепта специалист по социальной работе, в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения города Волгодонска, в электронном варианте передает данные в регистратуру поликлиники.

2. С целью улучшения  условий труда социальных работников и вовлечения персонала в деятельность по улучшению в области качества и бережливого социального обслуживания произведено распределение потоков текущего процесса (оказание социального обслуживания на дому). Составлена подробная схема маршрутизации передвижения социальных работников в пределах закрепленных территорий. Теперь социальный работник при формировании «социального заказа» и совершении покупок передвигается по четко сформированному маршруту. Физическая нагрузка на социального работника уменьшается, а результат повышается (количество получателей социальных услуг за день). При распределении потоков текущего состояния и распределении нормы нагрузки учитывается психофизиологические и психо-физические особенности социального работника. То есть при выполнении своих должностных обязанностей социальный работник может выполнять те функции, которые приносят ему моральное удовлетворение и положительные эмоции (например, один с удовольствием оказывает услуги по обеспечению лекарственными средствами, а другой  по уборке жилых помещений).

3. Важнейшим фактором при реализации проекта «Бережливая социальная работа» является удовлетворенность  получателей социального обслуживания в оказании социальных услуг. Выполнение разных видов услуг у одного получателя социальных услуг разными социальными работниками позволило сократить время протекания процесса оказания социальных услуг. У социальных работников, задействованных в проекте, грамотно распределивших свое рабочее время при выполнении услуг, освобождаются дополнительные «минуты» для простого общения с получателями социальных услуг. Ведь общение для пожилых граждан это способ улучшить их психологическое самочувствие, активизировать жизнедеятельность, что в целом приводит к  повышению уровня и качества жизни граждан пожилого возраста. Благодаря правильно выстроенному картированию и перераспределению нагрузки социальных работников, время протекания процессов  значительно сократилось, а это, в свою очередь, привело к тому, что время ожидания выполнения социальной услуги для получателя социальных услуг стало минимальным.

Разработка проекта управления бюджетной сферы на основе методов бережливого производства (на примере Центра социального обслуживания №1)

Оказание услуги обеспечение товарами

Оказание услуги обеспечения лекарствами

Реализация ПСР - проектов

Оптимизация процесса  ремонта  нейтронных анализаторов раствора бора НАР-12М РоАЭС

 Памятки:

Памятка для стандартизации процесса оказания социальных услуг

Территория Бережливого социального обслуживания

b53705b9-b829-40e9-999f-10e0a4c2f1ed
IMG3468
IMG3469
IMG3484