Реализация проекта «Бережливый город» в социальном обслуживании
Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г.Волгодонска» основано в 1990 году. Ежедневно на социальном обслуживании в Центре находятся 1640 граждан пожилого возраста. Социальное обслуживание предоставляется в двух формах: стационарное и надомное. Получателями социальных услуг являются люди с разными категориями, это участники и ветераны Великой Отечественной войны, ветераны труда, инвалиды, в том числе и дети - инвалиды.
В Центре работают 190 сотрудников, из них 131 социальные работники, 6 медицинские сестры. Ежегодно социальные работники предоставляют свыше 1 млн. социальных услуг.
С момента открытия Центра в деятельность постоянно внедряются и реализуются передовые формы и методы работы в сфере социального обслуживания. Это приводит к повышению качества социальных услуг и эффективности их оказания, а также к устойчивому повышению продолжительности, уровня и качества жизни граждан старшего поколения, стимулирование их активного долголетия.
Сегодня перед организациями социального обслуживания стоят важные задачи по модернизации системы социальной поддержки, по внедрению современных информационных технологий и автоматизированных систем, направленных на повышение качества предоставления социальных услуг. Поэтому в 2018 году в сфере предоставления социального обслуживания города Волгодонска первым по внедрению проектов «Бережливый город» стало муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска» (далее – Центр) с проектом «Бережливая социальная работа». При реализации данного проекта одной из важных задач и ожиданий, поставленных перед Центром, стал прирост общей удовлетворенности жителей города от оказанных им социальных услуг и сокращение издержек, потерь времени и ресурсов для работников сферы предоставления социальных услуг.
О принципах бережливого производства в атомных городах знают не понаслышке. Уже несколько лет на предприятиях госкорпорации применяют инструменты производственной системы Росатома (далее - ПСР).Внедрение инструментов бережливого производства началось в сфере промышленности. Однако, сегодня методология повышения эффективности процессов, производительности и формирования культуры «бережливого» мышления распространилась на все сферы. Так в администрации города Волгодонска реализуется «пилотный» проект «Эффективный муниципалитет», направленный на улучшение работы органов местного самоуправления. Цель проекта – добиться большей продуктивности в деятельности муниципалитета: повысить эффективность, сократить бюрократические процедуры и сроки принятия и исполнения решений. В перспективе – устранить потери времени и ресурсов при организации работы во всех отраслях городской жизни: здравоохранении, образовании, городском хозяйстве, системе городского транспорта и социальном обслуживании. Данный проект запущен в Волгодонске по поручению губернатора Ростовской области В.Ю. Голубева в рамках реализации Национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости».
С целью внедрения проекта «Бережливая социальная работа» в 2018 году для сотрудников Центра было организовано обучение с привлечением ПСР-тренеров.По результатам обучения и в целях внедрения проекта в сферу предоставления социальных услуг в Центре было решено реализовать два ПСР – проекта:
- «Оптимизация процесса оказания услуги «Покупка за счет средств получателя услуг и доставка на дом продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода и реабилитации, книг, газет, журналов»;
- «Оптимизация процесса оказания услуги «Содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Направления были выбраны неслучайно, так как эти услуги, наиболее востребованные и 100 процентов обслуживаемых граждан ими пользуется. Данные услуги являются наиболее затратные по времени и силам.
С целью планомерного внедрения ПСР – проектов рабочей группой разработаны карточки ПСР – проектов. В них обозначены вовлеченные лица, цели и плановый эффект, роки и ключевые события проекта. Следующим этапом реализации стало выполнение картирования текущего состояния процессов. Данная процедура позволила выявить издержки и потери рабочего процесса. Проанализировав их, выполнено новое картирование целевого состояния процессов, а также составлен план мероприятий по достижению целевого состояния и целевых показателей проектов.
С целью визуального управления процессом разработаны памятки «Оказание социальных услуг в рамках реализации ПСР – проекта». В памятках обозначены основные моменты, на которые социальный работник должен обратить внимание при выполнении своих трудовых обязанностей.
Благодаря проведенному детальному анализу потребности в услугах, правильно выстроенному картированию и перераспределению нагрузки социальных работников, время протекания процессов значительно сократилось. При этом количество обслуживаемых граждан на одного социального работника увеличилось с 5 до 8 человек, увеличилось количество выписываемых рецептов для граждан.
Успешная практика внедрения двух проектов способствовала реализации в 2019 году нового: «Оптимизация процесса оказания услуг по уборке жилых помещений граждан».
В перечне дополнительных социальных услуг, предоставляемых муниципальным учреждением «Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г. Волгодонска» на 2019 год включены услуги:
- ежедневная уборка (чистка ковров, паласов веником; вынос мусорного ведра; вытирание пыли; мытье посуды);
- еженедельная уборка (снятие паутины; чистка ковров; паласов пылесосом; уход за комнатными растениями; стирка белья в стиральной машине заказчика; влажная уборка в комнате проживания получателя социальных услуг (до 18 кв. м); чистка раковины);
- генеральная уборка (мытье полов; снять (развесить) шторы, гардины, занавеси; мытье бытовой техники; чистка ванны; мытье стеновых панелей (10 кв. м.); чистка газовой плиты; уборка в шкафу; уборка балкона).
Помимо «количественных» показателей в результате внедрения ПСР – проектов «Бережливая социальная работа» также выявлены и «качественные» показатели – удовлетворенность граждан пожилого возраста, улучшение общего физического состояния получателей социальных услуг.
При реализации проекта «Бережливая социальная работа» были выделены три направления деятельности, способствующие повышению качества социального обслуживания и выполняющие основные задачи бережливого производства:
1. Создание комфортных условий и повышение уровня доступности социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов с целью удовлетворения заявленной потребности в социальных услугах. В данном направлении проделана работа по реорганизации приема заявок от получателей социальных услуг, а именно открыта деятельность COLL – центра. Специалисты по социальной работе принимают заявки на покупку продовольственных товаров и лекарственных средств в постоянном режиме. Благодаря наглядной навигации специалисты незамедлительно передают данные социальным работникам, закрепленным за определенный территориальный участок. При поступлении заявок в COLL – центр о необходимости выписки бесплатного рецепта специалист по социальной работе, в рамках межведомственного взаимодействия с учреждениями здравоохранения города Волгодонска, в электронном варианте передает данные в регистратуру поликлиники.
2. С целью улучшения условий труда социальных работников и вовлечения персонала в деятельность по улучшению в области качества и бережливого социального обслуживания произведено распределение потоков текущего процесса (оказание социального обслуживания на дому). Составлена подробная схема маршрутизации передвижения социальных работников в пределах закрепленных территорий. Теперь социальный работник при формировании «социального заказа» и совершении покупок передвигается по четко сформированному маршруту. Физическая нагрузка на социального работника уменьшается, а результат повышается (количество получателей социальных услуг за день). При распределении потоков текущего состояния и распределении нормы нагрузки учитывается психофизиологические и психо-физические особенности социального работника. То есть при выполнении своих должностных обязанностей социальный работник может выполнять те функции, которые приносят ему моральное удовлетворение и положительные эмоции (например, один с удовольствием оказывает услуги по обеспечению лекарственными средствами, а другой по уборке жилых помещений).
3. Важнейшим фактором при реализации проекта «Бережливая социальная работа» является удовлетворенность получателей социального обслуживания в оказании социальных услуг. Выполнение разных видов услуг у одного получателя социальных услуг разными социальными работниками позволило сократить время протекания процесса оказания социальных услуг. У социальных работников, задействованных в проекте, грамотно распределивших свое рабочее время при выполнении услуг, освобождаются дополнительные «минуты» для простого общения с получателями социальных услуг. Ведь общение для пожилых граждан это способ улучшить их психологическое самочувствие, активизировать жизнедеятельность, что в целом приводит к повышению уровня и качества жизни граждан пожилого возраста. Благодаря правильно выстроенному картированию и перераспределению нагрузки социальных работников, время протекания процессов значительно сократилось, а это, в свою очередь, привело к тому, что время ожидания выполнения социальной услуги для получателя социальных услуг стало минимальным.
Оказание услуги обеспечение товарами
Оказание услуги обеспечения лекарствами
Оптимизация процесса ремонта нейтронных анализаторов раствора бора НАР-12М РоАЭС
Памятки:
Памятка для стандартизации процесса оказания социальных услуг
Территория Бережливого социального обслуживания