Главная

Новости

Информация

Университеты

Инновации

ПРОЕКТЫ

Обращения

Противодействие коррупции

Часто задаваемые вопросы

Оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок. Например, Северная Африка или Латинская Америка. Но именно Япония подарила миру искусство оригами. В сороковых годах нашего столетия в Америке и Европе появляется множество энтузиастов, для которых древнее японское занятие становится способом реализации собственных творческих возможностей. И создаются первые Центры и школы оригами. Особая заслуга в этом принадлежит "бабушке Американских оригамистов" Лилиан Оппенгеймер. Именно она создала первый Центр Оригами в Нью-Йорке. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин - "оригамика". Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.

Для психологов оригами - это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Это свойство оригами позволяет в полной мере привлекать его для работы в больницах, реабилитационных центрах, в детских лагерях отдыха, в длительном путешествии. Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь готовую фигуркуможно преподнести в подарок, устроить спектакль с бумажными куклами - героями сказок, открыть тематическую творческую выставку изделий. Каждому в оригами находится свой собственный путь. Кому-то нравится складывать прыгающих лягушек, кому – то нравятся удивительные цветы, для кого-то интереснее смотреть на пародийные движения бумажных птичек, кого-то привлекает результат, иным интересен процесс. В оригами можно найти все: любовь, грусть, иронию, игру, пародию, поэзию, пластику.

Оригами позволяет посмотреть на себя со стороны. А ведь это так важно: посмотреть на себя со стороны, стать детьми хоть на немного. На то время, пока складывается фигурка оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу пожилого человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, у кого заниженная самооценка или, кто, напротив, излишне агрессивен.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и поддерживающая уровень когнитивных функций пожилых людей на должном уровне. При помощи оригами психологам с участниками группы можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам - требует участия нескольких человек коллектива.

Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными возрастными группами. В работе с группой пожилых людей оригамные занятия могут быть организованы как индивидуальные или как групповые, как игра или лекция, изучение техник складывания или конкурс, соревнование. Комбинируя различные формы деятельности можно добиваться решения самых разных терапевтических задач. Как показывает практика, занятия по оригами хороши в реабилитационной и психокоррекционной работе с глухонемыми пожилыми людьми, которые являются для них нитью в мир прекрасного и дают положительные результаты.

Как вариант индивидуальной психотерапевтической работы можно предложить для проведения занятие, направленное на снятие агрессии, которое заключается в следующем: пожилому человеку предлагается порвать лист бумаги, выместив на ней свою злость, затем ему необходимо из порванных частей создать некую положительную фигуру (яблоко, цветок…) В  группе пожилых людей в основном приходится опираться на коллективную деятельность. Обеспечиваемый не должен оставаться один на один со своей бедой, особенно в период адаптации к новым условиям, так как это отрицательно сказывается на его психике, приводит к депрессивным состояниям. Групповая работа позволяет корректировать различные личностные проблемы ветерана, решать эмоциональные проблемы. Время занятия – 1 час, периодичность – 1 раз в 1-2 недели. Количество участников группы – 10 человек. Материал для занятий – цветная или белая бумага, ножницы.