На сегодняшний день биографический метод – это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он ставит коммуникативную, диагностическую и коррекционную цели и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него. Работа с биографией пожилого человека может осуществляться двумя путями: как описание и изучение преимущественно внутренней жизни человека, как описание и изучение фактологической, «вершинной» стороны жизни человека (исторический подход).
Первый подход достаточно хорошо разработан. К главным задачам при движении по этому пути относятся: - выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека, - исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути, - выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии, - обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии, - формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них, создание адекватной временной перспективы.
Такой вариант реализации биографичекого метода широко применяется за рубежом. В нашей стране наиболее перспективным является второй путь реализации данного метода, основанный на том, что прикосновение человека к своему прошлому само по себе, даже без его глубинного психологического анализа, без глубинного исследования внутренней жизни, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению стойкого позитивного мироощущения. Метод начинается с разговора с человеком о его детстве, о его родителях и родственниках.
Большинство пожилых людей вспоминают свое детство с готовностью и охотой. Возвращаясь в него в своих воспоминаниях, они вновь начинают ощущать свое Я, еще не отягощенное жизненными трудностями, и в них оживает способность чувственного и образного видения мира. Для усиления этой способности человеку стоит предложить создать свой «музей детства» из уцелевших предметов, напоминающих о детстве вещей, детских фотографий. Раскладывая их в хронологическом порядке и помещая в альбомы, человек как бы вновь проживает свою жизнь. Психолог помогает ему в этом, задавая вопросы о людях, изображенных на фотографиях, о сопутствующих событиях, об участии в них его самого. Полезно иллюстрировать все это не только фотографиями, но и открытками, вырезками из журналов и газет, снабжать фотографии и иллюстрации подписями и комментариями.
Занимаясь подобной работой, человек вспомнит, как любили его родители, как дружили с ним соученики, как уважали его коллеги по работе, что полезного он создал в результате своего многолетнего труда.
Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной необходимости кому-либо, необходимости, полезности. Работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их надписями и комментариями можно развивать дальше в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Пожилой человек начинает чувствовать себя «принадлежащим к роду». Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать семейный жизненный опыт своим детям. Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы в современных российских условиях.