Главная

Новости

Информация

Университеты

Инновации

Социальный автобус

Система долговременного ухода

Бережливый город

Обращения

Библиотерапия

Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии. Библиотерапия — это «использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».

Выделяют (Миллер А. М., 1974) три основных направления разработки проблем Б.:

 1. Библиоведческое направление. С точки зрения его сторонников, библиотека для больных должна быть только фактором, отвлекающим от мыслей о болезни, помогающим переносить физические страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп. Книжные фонды библиотек обычно универсальны, а значительная их часть — беллетристика, которая повсеместно именуется легким чтением. Подготовка библиотекарей не включает каких-либо дисциплин, учитывающих специфику работы с больными. Библиотека не имеет отношения к лечебному процессу, а является частью больничного или стационарного обслуживания.

2. Сторонники второй точки зрения — главным образом в Германии — считают, что библиотерапия является компонентом психотерапии больных неврозами и некоторой части психически больных. Она производится только врачом-психотерапевтом или психиатром без участия библиотекаря.

3. Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что библиотерапия является вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. Она требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря.

Этого направления придерживаются врачи и библиотечные работники в нашей стране. При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей пожилого человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Поскольку в библиотерапии используются обычно художественные произведения, она относится к методам эстетотерапии (Кузнецов О. Н., 1995). Подбирая книги, психолог руководствуется различными принципами:

в одном случае это книги, адекватные основным группам заболеваний, с учетом их нозологии;

в другом выбор обусловлен психотерапевтическим воздействием произведения — преимущественно седативным, стимулирующим и т. д.;

в третьем — выбираются книги, соответствующие характеру психотравмирующей ситуации. В то же время функцией библиотерапии может являться представление дополнительного материала для дискуссии в процессе групповой психотерапии.

Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях, следует учитывать 3 принципа:

1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой книги);

2) герой книги должен быть больному «по плечу»;

3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится больной.

Учет последнего принципа особенно важен при библиотерапии неврозов, где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной форме чтение пациентом книг осуществляется по составленному библиотерапевтом или психологом плану с последующим разбором прочитанного. При групповой форме кроме требований, которые учитываются при создании любой психотерапевтической группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение библиотерапии в группе из 5-8 пожилых людей. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Возникает дискуссия, в результате которой четко вырисовывается структура межличностных отношений в группе, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Основными целями данного метода выступают геронтообразование, психокоррекция, структурирование свободного времени. Задачи: достижение лучшего понимания пожилым человеком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя.

В том, что книга лечит, нет никакого сомнения. В ЦСО№1 большая уютная библиотека с достаточно обширным перечнем литературы, которую может подобрать для себя любой пожилой человек. Заведующая  не просто выдает книги. Она проводит беседы с проживающими, во время которых определяет характер проблемы человека, конфликтную ситуацию и возможные методы ее решения. В зависимости от проблемы, ветерану рекомендуется та или иная литература, способная и призванная помочь ему в разрешении сложившейся ситуации. Техника оказания помощи может быть предельно разнообразной, а вернее, ее должен выбирать сам библиограф на свой вкус и профессиональный опыт, в зависимости от ситуации, особенностей личности пожилого человека. При рекомендации можно сделать акцент на свои личные привязанности, на свой читательский опыт. Общение с пожилым человеком должно проходить на равных. Задача библиографа сделать так, чтобы проживаючий забыл о том, что он себя плохо чувствует. Наоборот, беседа должна быть непринужденной и ненавязчивой. Это должно быть отвлеченным разговором друзей, о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме. Библиограф должен выяснить читательские привязанности пожилого человека, особенно вновь поступившего, и работать “вокруг” них. При этом, естественно он должен достойно владеть предметом разговора, другими словами ему должна быть знакома эта литература не “понаслышке” и не по рецензиям. Существует наблюдение, что чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. является средством от угнетенного состояния. Произведения Ф.М. Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают, неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только русская классика, а, сколько еще другой литературы, в том числе зарубежной, не отстающей от русской по способности влиять на восприятие. Много и другой современной литературы, причем почти неизвестной. Одна и та же литература на каждого человека может действовать по- разному. Поэтому, прежде чем рекомендовать какую-либо литературу, необходимо определить тип личности, психологические особенности этого типа, его читательские предпочтения. Подводя резюме, можно только согласиться с вице-президентом психиатрической ассоциации Р. Кэмпебеллом, который считает, что книга может помочь человеку лучше понять свои психологические и физиологические реакции, пополнить или исправить знания, побудить человека к словесному выражению определенных проблем, что помогает снять страх, стыд, чувство вины, побудить человека мыслить конструктивно, усилить представления об общепринятых социальных и культурных нормах и т. д.

Согласно наблюдениям, дает хороший психологический результат работа пожилых людей со своими переживаниями с помощью стихов. Некоторые из проживающих нашего пансионата писали ранее свои стихи или начали писать в позднем возрасте, вкладывая в них все свои эмоции и переживания, философский смысл. В СРО часто устраиваются творческие вечера, где авторы читают свои произведения слушателям. Так же работает литературно-творческий клуб, в плане встреч которого есть ежемесячный поэтический абонемент, на котором приходящие лекторы читает стихи русских и современных поэтов. Как правило, пожилые люди с большим желанием посещают такие встречи, получая на них массу положительных эмоций.