Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии. Библиотерапия — это «использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».
Выделяют (Миллер А. М., 1974) три основных направления разработки проблем Б.:
1. Библиоведческое направление. С точки зрения его сторонников, библиотека для больных должна быть только фактором, отвлекающим от мыслей о болезни, помогающим переносить физические страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп. Книжные фонды библиотек обычно универсальны, а значительная их часть — беллетристика, которая повсеместно именуется легким чтением. Подготовка библиотекарей не включает каких-либо дисциплин, учитывающих специфику работы с больными. Библиотека не имеет отношения к лечебному процессу, а является частью больничного или стационарного обслуживания.
2. Сторонники второй точки зрения — главным образом в Германии — считают, что библиотерапия является компонентом психотерапии больных неврозами и некоторой части психически больных. Она производится только врачом-психотерапевтом или психиатром без участия библиотекаря.
3. Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что библиотерапия является вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. Она требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря.
Этого направления придерживаются врачи и библиотечные работники в нашей стране. При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей пожилого человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Поскольку в библиотерапии используются обычно художественные произведения, она относится к методам эстетотерапии (Кузнецов О. Н., 1995). Подбирая книги, психолог руководствуется различными принципами:
в одном случае это книги, адекватные основным группам заболеваний, с учетом их нозологии;
в другом выбор обусловлен психотерапевтическим воздействием произведения — преимущественно седативным, стимулирующим и т. д.;
в третьем — выбираются книги, соответствующие характеру психотравмирующей ситуации. В то же время функцией библиотерапии может являться представление дополнительного материала для дискуссии в процессе групповой психотерапии.
Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях, следует учитывать 3 принципа:
1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой книги);
2) герой книги должен быть больному «по плечу»;
3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится больной.
Учет последнего принципа особенно важен при библиотерапии неврозов, где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной форме чтение пациентом книг осуществляется по составленному библиотерапевтом или психологом плану с последующим разбором прочитанного. При групповой форме кроме требований, которые учитываются при создании любой психотерапевтической группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение библиотерапии в группе из 5-8 пожилых людей. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Возникает дискуссия, в результате которой четко вырисовывается структура межличностных отношений в группе, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Основными целями данного метода выступают геронтообразование, психокоррекция, структурирование свободного времени. Задачи: достижение лучшего понимания пожилым человеком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя.
В том, что книга лечит, нет никакого сомнения. В ЦСО№1 большая уютная библиотека с достаточно обширным перечнем литературы, которую может подобрать для себя любой пожилой человек. Заведующая не просто выдает книги. Она проводит беседы с проживающими, во время которых определяет характер проблемы человека, конфликтную ситуацию и возможные методы ее решения. В зависимости от проблемы, ветерану рекомендуется та или иная литература, способная и призванная помочь ему в разрешении сложившейся ситуации. Техника оказания помощи может быть предельно разнообразной, а вернее, ее должен выбирать сам библиограф на свой вкус и профессиональный опыт, в зависимости от ситуации, особенностей личности пожилого человека. При рекомендации можно сделать акцент на свои личные привязанности, на свой читательский опыт. Общение с пожилым человеком должно проходить на равных. Задача библиографа сделать так, чтобы проживаючий забыл о том, что он себя плохо чувствует. Наоборот, беседа должна быть непринужденной и ненавязчивой. Это должно быть отвлеченным разговором друзей, о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме. Библиограф должен выяснить читательские привязанности пожилого человека, особенно вновь поступившего, и работать “вокруг” них. При этом, естественно он должен достойно владеть предметом разговора, другими словами ему должна быть знакома эта литература не “понаслышке” и не по рецензиям. Существует наблюдение, что чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. является средством от угнетенного состояния. Произведения Ф.М. Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают, неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только русская классика, а, сколько еще другой литературы, в том числе зарубежной, не отстающей от русской по способности влиять на восприятие. Много и другой современной литературы, причем почти неизвестной. Одна и та же литература на каждого человека может действовать по- разному. Поэтому, прежде чем рекомендовать какую-либо литературу, необходимо определить тип личности, психологические особенности этого типа, его читательские предпочтения. Подводя резюме, можно только согласиться с вице-президентом психиатрической ассоциации Р. Кэмпебеллом, который считает, что книга может помочь человеку лучше понять свои психологические и физиологические реакции, пополнить или исправить знания, побудить человека к словесному выражению определенных проблем, что помогает снять страх, стыд, чувство вины, побудить человека мыслить конструктивно, усилить представления об общепринятых социальных и культурных нормах и т. д.
Согласно наблюдениям, дает хороший психологический результат работа пожилых людей со своими переживаниями с помощью стихов. Некоторые из проживающих нашего пансионата писали ранее свои стихи или начали писать в позднем возрасте, вкладывая в них все свои эмоции и переживания, философский смысл. В СРО часто устраиваются творческие вечера, где авторы читают свои произведения слушателям. Так же работает литературно-творческий клуб, в плане встреч которого есть ежемесячный поэтический абонемент, на котором приходящие лекторы читает стихи русских и современных поэтов. Как правило, пожилые люди с большим желанием посещают такие встречи, получая на них массу положительных эмоций.