Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия – область психологии и психотерапии, которая практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, а при правильном использовании дает потрясающие результаты. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания" в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии.
В арт-терапии предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, дизайн, мелкая пластика, батик, мозаика, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой. Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.
Арт-терапия — сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Цель арт-терапии в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания: помощь в адаптации, психоррекции и реабилитации. Арт-терапия, как метод – безболезненна, практически не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами.
Рисунок в арт-терапии – способ познания и особый вид коммуникации, техника, которая дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогает обходить цензуру сознания, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывает массу удовольствия у пожилых людей. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, внимание, память (когнитивные навыки), а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Поддержание когнитивных функций пожилых людей является важнейшим фактором нормального старения. Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Арт-терапия предоставляет возможность человеку понять самого себя, помогает произвести изменения в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия пожилого человека. Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, служит поддержанию ощущения цельности личности у пожилого человека. Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение последнего в общественную жизнь.
Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний пожилого человека, что позволяет их использовать в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменения состояний. Арт-терапия успешно сочетается практически со всеми методами реабилитации, психокоррекции и адаптации. В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты. На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. Арт-терапия применяется индивидуально и в группе. Групповая арт-терапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг другу. Групповая арт-терапия с пожилыми может строиться по студийному либо тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную, задачу – преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не интегрирована и не структурирована. Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности пожилого человека, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы.
Условия, способствующие раскрытию креативности:
- «разрешающая» установка. Креативность расцветает, когда нет пристрастных суждений, оценок;
- способность защититься от страха по поводу того, что другие могут подумать о нас и нашей деятельности;
- умение не беспокоиться о «бесполезности» истраченных материалов и времени;
- принятие идеи о том, что нет ничего «правильного» или «неправильного» в творческом процессе;
- умение преодолеть беспокойство по поводу «непрактичности» или «бесполезности» вашей деятельности. Цель арт-терапии – вовсе не создание тех или иных полезных вещей, а сам творческий процесс;
- Развитие мотивации и увлеченности процессом.
На базе ЦСО№1 разработана программа для людей пожилого возраста с использованием арт-техник, которая с успехом применяется психологами в работе. При организации занятий принимается во внимание возможное снижение когнитивных функций у пожилых людей, нарушения речи, косность и конкретность мышления, ослабления зрения, слуха, тугоподвижность мелких суставов, а также быструю утомляемость, сниженную работоспособность, рассеянность внимания. В связи с этим внимание направлено на следующие моменты: необходимы наличие отдельного хорошо освещенного помещения, стол, удобные стулья; предпочтение отдается групповым формам работы; при подборе группы с каждым участником проводится индивидуальная беседа для выявления его проблем и потребностей; группа может быть смешанной по возрасту, социальному положению, нозологии; количество участников группы –6-8 человек сохранных и 3-4 дементных; продолжительность занятия 30-60 минут в зависимости от контингента, время проведения – на усмотрение специалиста; за время одного занятия используются не более двух методик (разминочная и аналитическая). Использование разминочной техники позволяет мобилизовать внимание, снять страх перед рисованием, создать атмосферу доверия и сплотить участников группы; занятия могут проводиться на фоне музыкального сопровождения и ароматерапии, подобранных в соответствии с целями используемой техники; специалист предоставляет и рассказывает о тех материалах, которые предлагается использовать, об их качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К материалам относится бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная, сухая), карандаши различной твердости, фломастеры, маркеры, художественный уголь, кисти различного размера, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), а также глина, пластилин, клей, скотч; рекомендуется учитывать основные показания и противопоказания для проведения арт-терапии. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:
- профилактика деменции;
- наличие психологических проблем;
- травмы;
- ПТСР;
- невротические и психосоматические расстройства и др.
Необходимо отметить, что в арт-терапевтической практике существует два основных подхода: директивный, который предполагает наличие конкретного задания, темы или инструкции, и недирективный, предполагающий отсутствие каких-либо регламентирующих указаний в процессе создания тех или иных визуальных образов. Приведем краткое описание занятий арт-терапией с директивным подходом:
1 занятие: Знакомство участников группы и введение правил. «Каракули»; цель – снятие страха перед рисованием, сплочение группы. «Настроение»; цель – позитивный настрой на дальнейшую работу в группе.
2 занятие: «Воспоминание о счастливом событии»; цель – актуализация положительного эмоционального опыта. «Общий рисунок»; цель – развитие навыков невербальной коммуникации, сплочение группы.
3 занятие: «Каракули» (рисунок по кругу с продолжением на одном листе); цель – создание позитивной рабочей атмосферы. «Я и мир»; цель – актуализация себя в настоящем, проработка некоторых проблем.
4 занятие: «Хобби»; цель – самопрезентация. «Я в начале занятий; я – сейчас»; цель – осознание перемен и вербализация чувств, связанных с болезнью.
5 занятие: «Мандала» (рисунок в круге); цель – релаксация. «Я и моя болезнь»; цель – осознание отрицательных эмоций, связанных с болезнью.
6 занятие: «Портрет соседа»; цель – отражение отношений к членам группы, рефлексия, отреагирование эмоций. Визуализация «Море»; цель – релаксация.
7 занятие: «Мое будущее»; цель – осознание потребностей, поиск способов их удовлетворения.
8 занятие: «Несуществующее животное в фантастическом мире» с последующим сочинением рассказа; цель – психодиагностика, реализация скрытых творческих возможностей. «Я у себя дома»; цель – проработка межличностных отношений.
9 занятие: «Рисунок имени» (каждый участник группы по очереди произносит свое имя, а все остальные рисуют его в метафорическом виде); цель – отражение отношений к членам группы, рефлексия, отреагирование эмоций. «Противостояние болезни»; цель – проработка возможных вариантов борьбы с болезнью и поиск ресурсов.
10 занятие: «Я в начале занятий, я – сейчас»; цель – осознание перемен и вербализация чувств, связанных с этим. «Перемены во мне» (письменно); цель – подведение итогов, осознание и закрепление позитивных изменений. По данным самоотчета обслуживаемых, у пожилых людей отмечалось улучшение настроения, подъем жизненной энергии, появление чувства покоя, исчезновение некоторых психосоматических симптомов (нормализация артериального давления, уменьшение одышки, головных болей, болей в области сердца), уменьшение чувства тревоги, появление уверенности в себе, улучшение коммуникативных навыков и расширение круга общения, произошло осознание и проработка некоторых межличностных конфликтов, появилась осознанная тяга к творческим занятиям.
Изотерапия часто трактуется в литературе как синоним арт-терапии. Но мы используем это понятие немного уже. Изотерапия – лечебное воздействие с помощью изображения. В ПВТ № 31 ежемесячно выставляются авторские выставки художественного и прикладного творчества. Для проживающих учреждения проводится торжественное открытие каждой выставки, на которой сам автор или его близкие рассказывают о рождении и истории произведений. Как правило, художники – люди преклонного возраста, и интерес к их творчеству у проживающих дома вдвойне, особенно, если толчком к художественному самовыражению послужили кризисные или трагические этапы их жизни. Также психологами проводятся так называемые «выездные групповые занятия»: психолог с группой из 8-10 человек с помощью художественной выставки проводит занятия, обсуждая эмоциональные впечатления, которые произвели творения на пожилых людей, обсуждаются сходства и различия произведений. В пансионате есть традиция проведения выставок ручного творчества обслуживаемых и детей, в рамках проекта «Поколение доброты».
Конкретные приемы арт-терапии постепенно становятся самостоятельными направлениями психологической работы. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), и ее направления: музыкотерапию, танцевально- двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, мемуаротерапию, кинотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арт-терапии и других направлений психотерапии – арт-синтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел. Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. Но существует комплекс направлений арт-терапии, которые можно эффективно применять в геронтологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков, возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно.