Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.
Цели: геронтообразование, психокоррекция, самореализация, структурирование свободного времени.
Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:
- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;
- развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);
- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;
- повышение эстетических потребностей.
Именно поэтому использование этого направления так эффективно в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания.
В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии на пожилых людей указывают:
- катарсис, - эмоциональную разрядку,
- регулирование эмоционального состояния,
- облегчение осознания собственных переживаний,
- конфронтацию с жизненными проблемами,
- повышение социальной активности,
- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии,
- облегчение формирования новых отношений и установок.
Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:
- коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия),
- реактивной (направленной на достижение катарсиса),
- регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).
При групповой работе с пожилыми людьми музыкотерапия применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).
Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.
В процессе групповой работы активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», т. е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы. При групповой работе с пожилыми людьми используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.
В СРО разработана досуговая программа:
- музыкальная терапия для пожилых людей в виде тематических музыкальных вечеров, которые проходят регулярно 1 раз в неделю (напр. «Музыка разных стран мира», «Музыка любимых кинофильмов» и др.), время проведения – 1 час в послеобеденное время, группа –15-20 человек;
- музыкальные часы в отделении, которые проходят регулярно1 раз в неделю, время проведения – 1 час в утреннее время, группа – 15-20 человек.
Отлично проявило себя такое направление музыкотерапии как караоке- терапия. В отделении организован уютный караоке-зал, где каждый из проживающих может проявить себя по - новому, в разных ролях. Занятия проходят 1 раз в неделю под непосредственным руководством психолога, в индивидуальной или групповой форме с продолжительностью от 30 до 60 минут. Также активно психологами пансионата используется музыкальная релаксационная психотерапия по Завьялову — вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания специально подобранной музыки и особой техники работы с пациентом (Завьялов В. Ю., 1995). Данная методика особенно эффективна с пожилыми людьми при проведении курса сеансов в Комнате психологической разгрузки. Специалистам в практической работе предлагается пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния у пожилых людей:
- уменьшение чувства тревоги и неуверенности: Шопен «Мазурка», «Прелюдии», Штраус «Вальсы»,Рубинштейн «Мелодии»;
- уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру: Бах «Кантата 2»,Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»;
- для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен «Симфония 6», часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль- минор»,Дебюсси «Свет луны»;
- снятие симптомов гипертониии и напряженности в отношениях с другими людьми: Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21», Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5», Брукнер «Месса ля-минор»;
- для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия1», Хачатурян «Сюита Маскарад»;
- для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Чайковский «Шестая симфония», 3 часть, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2»;
- для уменьшения агрессивности, негативизма: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».
Мы считаем, что грамотно подобранная специалистом музыка и правильно организованное музыкотерапевтическое занятие дают возможность пожилым и старым людям, несмотря на возраст, почувствовать, что жизнь не кончается, и их проблемы либо преодолимы, либо не так уж значимы. Музыкотерапия является одним их наиболее эффективных и часто используемых психологами направлений в работе с инвалидами и пожилыми людьми, проживающими в пансионате для ветеранов труда, для удовлетворительного протекания адаптационного периода, психокоррекции и комплексной реабилитации.