Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Инновации

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами - искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Если обратиться к истории разных стран, то практически везде, где существовало производство бумаги, сложились свои традиции складывания из плоского листа различных фигурок. Например, Северная Африка или Латинская Америка. Но именно Япония подарила миру искусство оригами. В сороковых годах нашего столетия в Америке и Европе появляется множество энтузиастов, для которых древнее японское занятие становится способом реализации собственных творческих возможностей. И создаются первые Центры и школы оригами. Особая заслуга в этом принадлежит "бабушке Американских оригамистов" Лилиан Оппенгеймер. Именно она создала первый Центр Оригами в Нью-Йорке. Сегодня оригами переживает очередную волну интереса. Практически во всем мире это искусство развивается в соответствии с традициями народа. Появились новые направления оригами и области его применения. Так, математики открыли множество возможностей для решения геометрических и топологических задач. Архитекторы и строители увидели в оригамном конструировании возможности для создания многогранных структур из плоского листа. Даже возник новый термин - "оригамика". Для педагогов оригами уникальная возможность развития тонкой моторики ребенка, что прямо связано с развитием интеллекта.

Для психологов оригами - это одно из направлений арттерапии, возможности оказания психологической помощи больному посредством искусства. Единственный рабочий материал в оригами - это бумага. Бумага самый доступный и самый дешевый материал для творчества. Она привычна, легко поддается любым изменениям. А применение для складывания бумаги любого качества, позволяет заниматься оригами всем, не зависимо от социального положения, возраста, образования.

Занятие оригами не требует особых приспособлений, оборудованного рабочего места. Поэтому каждый может складывать оригамные фигурки везде, в любой ситуации. Это свойство оригами позволяет в полной мере привлекать его для работы в больницах, реабилитационных центрах, в детских лагерях отдыха, в длительном путешествии. Недолгий путь создания оригамной фигуры особо важен для тех, кому не терпится получить быстрый результат. Ведь уже через несколько минут после начала работы вы держите в руках готовую фигурку. При этом процесс творчества не ограничивается только складыванием. Ведь готовую фигуркуможно преподнести в подарок, устроить спектакль с бумажными куклами - героями сказок, открыть тематическую творческую выставку изделий. Каждому в оригами находится свой собственный путь. Кому-то нравится складывать прыгающих лягушек, кому – то нравятся удивительные цветы, для кого-то интереснее смотреть на пародийные движения бумажных птичек, кого-то привлекает результат, иным интересен процесс. В оригами можно найти все: любовь, грусть, иронию, игру, пародию, поэзию, пластику.

Оригами позволяет посмотреть на себя со стороны. А ведь это так важно: посмотреть на себя со стороны, стать детьми хоть на немного. На то время, пока складывается фигурка оригами. Оригами в состоянии воздействовать на эмоциональную сферу пожилого человека. Это особенно важно для тех, у кого есть различные проблемы общения, у кого заниженная самооценка или, кто, напротив, излишне агрессивен.

Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, логику и пространственное мышление, воображение и поддерживающая уровень когнитивных функций пожилых людей на должном уровне. При помощи оригами психологам с участниками группы можно отрабатывать различные поведенческие модели. Например, выполнение традиционных японских бумажных шаров – кусудам - требует участия нескольких человек коллектива.

Каждый из участников складывания должен выполнить один или несколько элементов будущего шара. При этом его изделия должны абсолютно точно повторять те элементы, которые выполнены другими членами группы. Если один из участников группы не смог найти общего языка с другими, договориться с партнерами, шар выполнен быть не может. Маленькая проблема поиска общего языка в группе сказывается на следующих уровнях общения в группе. Таким образом, складывание красивого бумажного шара становится обычной психологической задачей, для решения которой следует выбрать лидера, распределить роли, договориться об условиях участия в работе, взаимодействия или правилах. Ведь кому-то в этой группе придется выступить в роли художника, подбирая цвета для выполнения модели, кто-то станет руководить сборкой элементов. А кому-то придется выполнять роль статистов.

Помимо решения вопросов коммуникабельности, такая деятельность способствует развитию эстетического чувства, что не менее важно в работе с самыми различными возрастными группами. В работе с группой пожилых людей оригамные занятия могут быть организованы как индивидуальные или как групповые, как игра или лекция, изучение техник складывания или конкурс, соревнование. Комбинируя различные формы деятельности можно добиваться решения самых разных терапевтических задач. Как показывает практика, занятия по оригами хороши в реабилитационной и психокоррекционной работе с глухонемыми пожилыми людьми, которые являются для них нитью в мир прекрасного и дают положительные результаты.

Как вариант индивидуальной психотерапевтической работы можно предложить для проведения занятие, направленное на снятие агрессии, которое заключается в следующем: пожилому человеку предлагается порвать лист бумаги, выместив на ней свою злость, затем ему необходимо из порванных частей создать некую положительную фигуру (яблоко, цветок…) В  группе пожилых людей в основном приходится опираться на коллективную деятельность. Обеспечиваемый не должен оставаться один на один со своей бедой, особенно в период адаптации к новым условиям, так как это отрицательно сказывается на его психике, приводит к депрессивным состояниям. Групповая работа позволяет корректировать различные личностные проблемы ветерана, решать эмоциональные проблемы. Время занятия – 1 час, периодичность – 1 раз в 1-2 недели. Количество участников группы – 10 человек. Материал для занятий – цветная или белая бумага, ножницы. 

Цветотерапия – эффективный метод воздействия цветом с целью восстановления деятельности организма. Лечебное воздействие цвета связано с влиянием электромагнитных волн определенной длины на наши органы, причем действие разных цветов оказывает специфическое влияние при различных заболеваниях. Цветолечение очень популярно и активно используется в лечебных учреждениях мира благодаря двум основным свойствам: высокой эффективности и полной безопасности цветового воздействия. Цветотерапию успешно используют при лечении стрессовых состояний, головных болей, нарушений сна, синдрома хронической усталости и реабилитации людей с психологическими проблемами. Эти свойства цветолечения находят широкое применение в оздоровительных центрах, санаториях, спортивных учреждениях, кабинетах психологической разгрузки на предприятиях и др.

Цветотерапия мгновенных результатов не приносит,а используется как дополнительное средство для улучшения общее состояние человека. Первые «цвето»-рецепты появились в классической индийской и китайской медицине. На сегодняшний день цветотерапия разделена на два раздела: традиционная медицина (светотерапия и лазеротерапия) и альтернативная медицина (непосредственно цветотерапия). В первом случае исследуются механизмы действия цвета различных длин волн на живые объекты. Во втором случае больше чувствуется магия и мистицизм. Здесь скорее акцентируется не зрительное восприятие как таковое, а способ восприятия. Немаловажна и гармония цветовых сочетаний (здесь цветотерапия приближается к арт-терапии).

В СРО принципы цветотерапии также эффективно используются при проведении курса сеансов в комнате психологической разгрузки с пожилыми людьми, для проживающих периодически проводятся лекции о пользе цветотерапии, данный метод регулярно используется для диагностики психоэмоционального фона проживающих на групповых занятиях в упрощенной форме и в комплексном психологическом обследовании личности проживающего по Методу цветовых выборов (Люшеру). А на «Уголке психолога» ветераны могут найти полезную информацию по цветотерапии подобного типа: «Основные целебные качества каждого цвета в кратком изложении: Красный цвет способствует активизации кровообращения, нормализации обмена веществ, а также стимулирует мозговую деятельность.

В зимний сезон цветотерапия рекомендует обращаться за помощью к красному цвету, который содействует замедлению и прекращению воспалительного процесса. Красный способствует расслаблению застывшим мышцам (особенно ногам) и суставам. Действуя оптимистически, красный провоцирует настойчивость, волю и бодрое расположение духа. Оранжевый древние мудрецы называли цветом созидания. В цветотерапии оранжевый применяется при любых нарушениях состояния желудочно-кишечного тракта, почек и мочевого пузыря. Если человек страдает легочным, сердечным или эндокринным заболеванием, медики рекомендуют обзавестись оранжевыми занавесками. Оранжевому цвету приписывают способность уравновешивать гормональное состояние организма и очищать от слизи любую системы организма. Оранжевый помогает победить усталость, тревогу, страх, нервные срывы и депрессивные состояния. Этот цвет помогает человеку инстинктивно нащупать правильный путь в своих действиях и поступках. Желтый цвет — это цвет коммуникабельности, интеллекта. Областью влияния желтого цвета на наш организм является весь пищеварительный тракт.

При аккуратном использовании вылечиваются заболевания кожи и центральной нервной системы. Он очищает организм от токсинов, контролирует вес, так как, например, стимулирует выделение желудочного сока, необходимого для пищеварения. Желтый цвет помогает быстро усваивать информацию, провоцирует любознательность, способствует ясности и точности мысли. Желтый цвет способен избавить от депрессии и мрачного мироощущения, неуверенности в себе, застенчивости, навязчивых мыслей. Розовый помогает от бессонницы. К тому же учеными было замечено, что этот цвет способен расщеплять подкожную жировую клетчатку, т.е. способствовать похудению. Синий цвет является очень хорошим анестетиком, поэтому его используют при мигренях, ожогах, ушибах и воспалениях. Это самый сильный болеутоляющий цвет спектра. Синий успокаивает дыхание, помогает при астме, бронхите.

Также этот цвет благотворно влияет на костную систему, особенно на позвоночник. В Голландии в целях реабилитации инвалидов используются комнаты релаксации, где происходит лечение синим цветом. Голубой цвет также способен снимать боль и раздражение, с его помощью уменьшают воспаления и ликвидируют ощущение жжения, например, при солнечных ожогах, успокаивают боли при язвах желудка. Людям, страдающим бессонницей, рекомендуют читать на ночь под голубым абажуром, тогда сон придет незамедлительно. Этот цвет повышает иммунитет, благоприятно влияет на работу щитовидной железы, также он помогает при недержании мочи. Фиолетовый цвет полезен при любых внутренних воспалениях, он нормализует состояние лимфатической системы. Вспышки фиолетового успокаивают расшатанные нервы, снимают резь в глазах и помогают при мигренях, а фиолетовая посуда способна снижать даже самый «зверский» аппетит. Зеленый цвет укрепляет иммунитет, положительно влияет на работу сердца, снимает головную боль и головокружение. Его используют в качестве тонизирующего средства, способного стабилизировать кровяное давление и успокаивать нервы. Зеленый способствует отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. Считается, что зеленый цвет расширяет пространство, поэтому им можно лечить от клаустрофобии. Салатовый поднимает настроение и повышает общую активность организма – человек становится более подвижным и деятельным. Благодаря ему гораздо легче устанавливать социальные контакты и налаживать общение с окружающими. Серебристый цвет ускоряет все процессы организма, в связи с чем он полезен для выведения токсинов, улучшает обмен веществ и повышает общий тонус организма. Серебряный успокаивает нервы, уменьшает волнение и утешает при нервных потрясениях. Золотой цвет также благотворно влияет на весь метаболизм и приводит в порядок гормональные функции. Черный и белый – цвета нейтральные, поэтому их действие на организм незначительно. Большое количество черного сильно подавляет, вводит в состояние растерянности. Многие ученые и врачи советуют применять солнечные или световые ванны для поднятия иммунитета, общего улучшения настроения, борьбы с осенней и зимней депрессией. Лучше всего для этого подойдет белая одежда на вас.»

«Как применять цвета на практике? Общие рекомендации психологов. 1. Надевайте необходимого цвета одежду.

2. Используйте цветную воду. Ее нужно пить, если беспокоят внутренние болезни, или же умываться и принимать ванны ( для ванны подойдет соль или пищевой краситель).

3. Создайте «цветной интерьер». Подберите покрывала, ковры, чехлы на мебель, скатерти и аксессуары – то, что в любой момент можно быстро убрать или положить. Можно завесить окна цветными шторами или повесить полупрозрачный цветной абажур.

4. Облучайтесь цветными лучами. При таком способе воздействия можно облучать как все тело целиком, так и отдельные его участки или органы, нуждающиеся в лечении. Для облучения используйте лампы с цветными стеклами или пленками, разноцветные лампочки или же свечи в стаканчиках из цветного стекла.

5. Ешьте продукты определенного цвета. Нуждаетесь в энергии красного – ешьте помидоры, хотите успокоиться с помощью фиолетового – купите баклажаны, чувствуете, что не достает зеленого – налегайте на огурцы. Иногда бывает, что вам жутко хочется съесть именно что-то определенное – задумайтесь, вполне возможно, вашему организму не хватает «энергии» именно этого цвета, и он испытывает в данном продукте реальную потребность. Так что не отказывайте себе в подобных порывах.

 

6. Попробуйте помедитировать с цветом. Расслабьтесь, сосредоточьтесь и начните представлять большое количество определенного цвета, пофантазируйте, как он сначала окружает вас, потом постепенно заполняет ваше тело, проникает внутрь.» 

Фототерапия является относительно новым видом арттерапии. В 1970 г. в США и Канаде психотерапевты начали использовать фотографию в качестве инструмента психологического консультирования. Ее разноплановые возможности и потенциальная доступность для многих клиентских групп сделала ее ценным инструментом работы психологов и психотерапевтов. Используя видео клиент может увидеть, понять и скорректировать свои «болевые точки», эмоции, связанные с ними, проанализировать свою мимику, скорость речи, изменение высоты голоса, жесты, движения, т.е. все свое невербальное поведение, а ведь, как известно, окружающие 80% информации о нас получают через невербальное поведение. Фото и видео остается как объективный документ того, что было, и дает возможность вернуться к этому столько раз, сколько необходимо для психологической работы. Цели в работе с пожилыми людьми в условиях стационарного учреждения: помощь в адаптации, психокоррекция, структуирование свободного времени, самореализация.

Данные направления арттерапии используются как в индивидуальной, так и в групповой работе и несут в себе следующие функции:

• Фототерапия прекрасно работает как диагностическая техника. Фотография и видео позволяют работать с образом "Я" пожилого человека: насколько он себя знает, принимает, соответствует ли внешний образ внутреннему ощущению.

• Психокоррекционная функция. Фототерапия выступает как способ реконструкции утраченной целостности и изменения образа "Я" пожилого человека по готовым фотографиям с помощью техник: "грани моего Я", "Я, как представитель определенной социальной группы, определенного статуса", "самореклама", работа с чувствами по техникам "мои чувства", "танец чувств". Фототерапия работает с семейной историей, восстанавливая через создание коллажей связь с предками, находя лучший фон для реальных фотографий, меняя отношение к событиям, наполняя их необходимыми ресурсами, т. е. производя наглядный "рефрейминг" с помощью техник: "разговор", "обретенная неспешность", "мужское и женское".

• В процессе видеотерапи и фототерапии пожилые люди открывают новые грани своей личности, получают громадный ресурс. Фототерапия используется для проявления личной индивидуальности и самопрезентации пожилого человека с помощью техник: "фотограф и модель", "ролевые фото", тематические коллажи с использованием личных фотографий и др. Фото – как "сгусток" чувств, желаний, надежд, фантазий автора, и способ зафиксировать "волшебные мгновения".

• Направления видео- и фототерапи прекрасно работают с пожилыми людьми для решения психологических проблем, при невротических расстройствах перенесшими экстремальную ситуацию и с ПТСР, с помощью техники визуально-кинестетической диссоциации. Одним из несомненных достоинств фотографий и видео следует признать то, что во многих случаях они облегчают проведение обсуждения, стимулируют пожилого человека к рассказу о своих чувствах и описанию ситуаций прошлого и настоящего.

Фотоснимки обеспечивают как наглядность биографического материала, так и детализацию, необходимую для психотерапевтического процесса. В СРО  регулярно проходят фотовыставки по различной тематике: «Наши любимые питомцы», «Остановись мгновенье, ты прекрасно», «Детство, детство, ты куда ушло?» и многие другие, которые предполагают выставку фотографий из личных архивов сотрудников и проживающих учреждения.

Каждое мероприятие, проводимое в учреждении, фиксируется на фотокамеру, а затем на этажах проживающие вместе с психологом делают тематические фотогазеты, фотоотчеты и коллажи, которые с интересом рассматриваются проживающими, их родными и близкими. Последние в свою очередь получают информацию об активном и насыщенном досуге ветеранов. В отделении сформирована целая видеотека с записями поездок ветеранов, экскурсий, праздников, творческих выступлений ансамбля. Как видно, фото- и видеотерапия в достаточной мере является ресурсным и дает эффективные результаты в работе с пожилыми людьми в сочетании с другими направлениями психотерапии. 

Кинотерапия, или кинотренинг, - разновидность психотерапевтических занятий, объединенных названием «терапия искусством». Кинотерапия базируется на психологическом механизме проекции, состоящем в том, что объективную реальность человек отражает субъективно, в соответствии с собственными моделями мышления, сознания. Во время просмотра он воспринимает кинофильм через призму собственной личности, по-своему интерпретирует, расставляет акценты согласно своему мироощущению, своей жизненной ситуации.

Как известно, кинозритель в определенной степени идентифицирует себя с одним из персонажей фильма, с тем, кто ему наиболее близок и понятен. Обсуждая и оценивая поведение этого персонажа, он неизбежно приписывает ему свои бессознательные импульсы, конфликты и внутренние переживания, которые от своего имени ему выразить трудно. Это дает зрителю возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через киногероя как «посредника».

Цели кинотерапии в работе с пожилыми людьми: геронтообразование, психокоррекция, структурирование свободного времени. Задачи: научить участников геронтогруппы анализу и пониманию реальной психологической ситуации с помощью подобранных фильмов. Естественный способ осуществления кинотерапии – групповой. Поэтому начало ее предваряет формирование группы потенциальных кинозрителей по возможности с более или менее общими интересами и проблемами.

При отборе киноматериала исходят из целей и задач, которые ставит перед собой терапевт. Группе пожилых целесообразно предложить для просмотра фильмы, которые являются своеобразной иллюстрацией жизни их поколения, фильмы, в которых отражается время их юности, молодости, зрелости, когда было сделано самое главное в жизни. Нужно, чтобы фильм давал как можно больше пищи для размышлений и анализа. Подобные фильмы помогут кинотерапевту научить участников группы анализу и пониманию реальной психологической ситуации, а не только своих представлений о ней.

Также пожилым людям полезно просматривать хорошие любимые комедии, которые вызывают массу положительных эмоций. В СРО в рамках реабилитационных программ для пожилых людей групповые кинопросмотры с последующим обсуждением с психологом увиденного и прочувствованного осуществляются с регулярностью 1 раз в месяц. Вся группа принимает активное оживленное участие в обсуждении, каждый высказывает свое мнение, что ведет к повышению личностной значимости и объединению коллектива проживающих.

Данный метод является очень ресурсным и эффективным в работе с пожилыми людьми в стационарных учреждениях социального обслуживания.