Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

Инновации

 Исходной теоретической предпосылкой Д. т. является тезис о том, что движение тела является основой всех жизненных проявлений, включая когнитивные и эмоциональные. История лечебного использования движения, танца, определенных режимов дыхания восходит к медицине первобытных народов и практике античных храмов Эскулапа. Посредством танца человек издревле выражал те мысли и чувства, которые с трудом переводились в слова. В разных культурах на протяжении тысячелетий существовали ритуальные танцы, специально исполнявшиеся на праздновании победы, оплакивании мертвых, для лечения больных. Морено ввел в 1937 г. понятие «терапия тела». Представители этого направления психотерапии видят человека как тело, перемещающееся в пространстве, времени и социальном контексте. Выражение тела, его речь требуют учета невербальной коммуникации, экспрессии, проявляющейся в движениях и танце. Можно выделить три основные формы двигательной терапии. К функциональным методам относятся лечебная гимнастика, физиотерапия, дыхательная терапия, методы релаксации, массаж и хореотерапия. Функциональные методы имеют целью стимуляцию и оптимизацию психофизических функций — восприятия схемы тела, отношения к нему, чувствительности, экспрессивности и способности к мышечной релаксации. Показания к двигательной терапии прежде всего касаются больных с длительным сроком госпитализации, гериатрических, психосоматических и наркологических контингентов. Активизация невербальной экспрессии оказывает положительный эффект и в случаях затруднений вербального самовыражения.

Наивысшего эффекта функциональная двигательная терапия достигает при включении в двигательный тренинг психодинамических аспектов в рамках комбинирования с другими формами индивидуальной и групповой психотерапии. Включение телесного компонента в процесс психотерапии позволяет расширить возможности чисто вербальных вмешательств. В танцевальной терапии тело и разум рассматриваются как единое целое. «Между мышечной последовательностью напряжения и расслабления (включенной во все выразительные движения) и психической установкой столь тесные взаимоотношения, что не только психическая установка связана с мышечным состоянием, но также каждая последовательность напряжения и расслабления вызывает специфическую установку».

Основной задачей танцевальной терапии является побуждение к спонтанным выразительным движениям, благодаря осуществлению которых развивается подвижность и укрепляются силы не только на физическом, но и на психическом уровне. Именно танцевально-двигательная терапия является одним из методов коррекции ряда психологических проблем, характерных для развития личности в период геронтогенеза. Гетерохронность изменений пожилого человека в соматической организации и на уровне психических функций приводит, прежде всего, к разрушению сложившегося позитивного образа тела, что в свою очередь провоцирует дестабилизацию самооценки и, в конечном счете, затрудняет адаптацию человека к новому периоду его жизни – старости.

Применение танцевально-двигательной терапии в коррекционной и реабилитационной работе с пожилыми людьми достаточно эффективно по ряду причин: Танец в терапии использует относительно неструктуированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства, что предоставляет возможность пожилому человеку, несмотря на имеющиеся определенные патологические изменения моторной сферы, быть равноправным участником группового взаимодействия, свободно выражать свои чувства, оставаться субъектом двигательной активности без угрозы понижения самооценки. Включенность во взаимодействие с другими участниками группы танцевально-двигательной терапии помогает пожилому человеку ассимилировать в свой образ тела то, что является для него привлекательным в чужих телах, посредством механизма идентификации, а также обогащения тактильного, кинестетического и зрительного опыта. Самопринятие своего тела напрямую связано с более позитивным образом «Я», а следовательно, и более адаптивными самопрезентациями в системе социальных интеграций. Танцевальные движения представляют собой относительно безопасное средство связи с окружающими во время обучения социально- адаптивному поведению. Получение участниками танцевальных терапевтических групп приятного телесного опыта способствует развитию социальных навыков, позволяет преодолеть барьеры, возникающие при речевом общении. Танцевально-двигательная терапия может помочь пожилому человеку снять физическое напряжение, установить связь между чувствами и движениями, что освобождает подавляемые эмоции и чувства и помогает исследовать скрытые конфликты, которые являются источниками психического напряжения.

Занятия проходят 1 раз в неделю с использованием ароматерапии. Занятия проходят в спортивном зале. Имеется необходимое количество индивидуальных ковриков для выполнения занятий в положении сидя и лежа. Форма одежды - спортивная. Продолжительность занятия – 1 час. Количество участников группы – 4-8 человек.

Необходимо отметить, что танцевально-двигательная терапия является не психотерапевтическим методом в прямом понимании этого слова, а скорее, методом психологической реабилитации, мощным средством стимуляции эмоциональной сферы. Цели: геронтообразование, самореализация пожилого человека, психокоррекция. структуирование свободного времени. Задачи: социальное взаимодействие, уменьшение социальной изоляции, личностное и физическое развитие, эмоциональная поддержка, психокоррекция, повышение уровня умений, психической активности, приобретение новых навыков, отреагирование негативных эмоций, релаксация, развитие саморегуляции.

Показания для танцевально-двигательной терапии:

- Астено-невротическое состояние,

- Вегетососудистая дистония,

- Нарушение обмена веществ и ожирение различной степени,

- Для улучшения адаптации к условиям проживания в пансионате,

- Нарушения психоэмоциональной сферы (апатия, неврозы позднего возраста, повышенная конфликтность, негативизм и т. д.),

- Нарушения работы опорно-двигательного аппарата на ранних стадиях заболевания,

- Заболевания органов дыхания.

Противопоказания для танцевально-двигательной терапии:

- Нарушение мозгового кровообращения,

- Стенокардия покоя и напряжения,

- Постинфарктный кардиосклероз,

- Гипертоническая болезнь 2 и 3 степени,

- Тяжелые заболевания органов дыхания.

- Психические расстройства.

Таким образом, танцевально-двигательная терапия является достаточно перспективным направлением в психокоррекционной и реабилитационной работе с лицами пожилого возраста, имеющей целью разрешение психологических проблем и улучшение их психофизиологического состояния. 

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Большое значение музыке в системе лечения психически больных придавали С. С. Корсаков, В. М. Бехтерев и другие известные русские ученые.

Цели: геронтообразование, психокоррекция, самореализация, структурирование свободного времени.

Выделяют 4 основных направления лечебного действия музыкотерапии:

- эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии;

- развитие навыков межличностного общения (коммуникативных функций и способностей);

- регулирующее влияние на психовегетативные процессы;

- повышение эстетических потребностей.

Именно поэтому использование этого направления так эффективно в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания.

В качестве механизмов лечебного действия музыкотерапии на пожилых людей указывают:

- катарсис, - эмоциональную разрядку,

- регулирование эмоционального состояния,

- облегчение осознания собственных переживаний,

- конфронтацию с жизненными проблемами,

- повышение социальной активности,

- приобретение новых средств эмоциональной экспрессии,

- облегчение формирования новых отношений и установок.

Музыкотерапия существует в двух основных формах: активной и рецептивной. Активная музыкотерапия представляет собой терапевтически направленную, активную музыкальную деятельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. Рецептивная музыкотерапия предполагает процесс восприятия музыки с терапевтической целью. В свою очередь рецептивная музыкотерапия существует в трех формах:

- коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимания и доверия),

- реактивной (направленной на достижение катарсиса),

- регулятивной (способствующей снижению нервно-психического напряжения).

При групповой работе с пожилыми людьми музыкотерапия применяется довольно широко. Чаще всего в лечебной практике используется рецептивная музыкотерапия с ориентацией на коммуникативные задачи. Участники группы прослушивают специально подобранные музыкальные произведения, а затем обсуждают собственные переживания, воспоминания, мысли, ассоциации, фантазии (часто проективного характера), возникающие у них в ходе прослушивания. На одном занятии прослушивают, как правило, 3 произведения или более-менее законченных отрывка (каждый по 10-15 минут).

Программы музыкальных произведений строятся на основе постепенного изменения настроения, динамики и темпа с учетом их различной эмоциональной нагрузки. Первое произведение должно формировать определенную атмосферу для всего занятия, проявлять настроения пациентов, налаживать контакты и вводить в музыкальное занятие, готовить к дальнейшему прослушиванию. Это спокойное произведение, отличающееся расслабляющим действием. Второе произведение — динамичное, драматическое, напряженное, несет основную нагрузку, его функция заключается в стимулировании интенсивных эмоций, воспоминаний, ассоциаций проективного характера из собственной жизни пациента. После его прослушивания в группе уделяется значительно больше времени для обсуждения переживаний, воспоминаний, мыслей, ассоциаций, возникающих у пациентов. Третье произведение должно снять напряжение, создать атмосферу покоя. Оно может быть спокойным, релаксирующим либо, напротив, энергичным, дающим заряд бодрости, оптимизма, энергии.

В процессе групповой работы активность пациентов может стимулироваться с помощью различных дополнительных заданий, например: постараться понять, чье эмоциональное состояние в большей степени соответствует данному музыкальному произведению; из имеющейся фонотеки подобрать собственный «музыкальный портрет», т. е. произведение, отражающее эмоциональное состояние кого-либо из членов группы. При групповой работе с пожилыми людьми используется и активный вариант музыкотерапии. Он требует наличия простейших музыкальных инструментов. Пациентам предлагается выразить свои чувства или провести диалог с кем-либо из членов группы с помощью выбранных музыкальных инструментов. Как вариант активной музыкотерапии может рассматриваться хоровое пение.

В СРО  разработана  досуговая программа:

- музыкальная терапия для пожилых людей в виде тематических музыкальных вечеров, которые проходят регулярно 1 раз в неделю (напр. «Музыка разных стран мира», «Музыка любимых кинофильмов» и др.), время проведения – 1 час в послеобеденное время, группа –15-20 человек;

- музыкальные часы в отделении, которые проходят регулярно1 раз в неделю, время проведения – 1 час в утреннее время, группа – 15-20 человек.

Отлично проявило себя такое направление музыкотерапии как караоке- терапия. В отделении организован уютный караоке-зал, где каждый из проживающих может проявить себя по - новому, в разных ролях. Занятия проходят 1 раз в неделю под непосредственным руководством психолога, в индивидуальной или групповой форме с продолжительностью от 30 до 60 минут. Также активно психологами пансионата используется музыкальная релаксационная психотерапия по Завьялову — вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью является достижение состояния мышечной релаксации и психического успокоения с помощью прослушивания специально подобранной музыки и особой техники работы с пациентом (Завьялов В. Ю., 1995). Данная методика особенно эффективна с пожилыми людьми при проведении курса сеансов в Комнате психологической разгрузки. Специалистам в практической работе предлагается пакет программ классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния у пожилых людей:

 - уменьшение чувства тревоги и неуверенности: Шопен «Мазурка», «Прелюдии», Штраус «Вальсы»,Рубинштейн «Мелодии»;

- уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру: Бах «Кантата 2»,Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор»;

- для общего успокоения, удовлетворения: Бетховен «Симфония 6», часть 2, Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль- минор»,Дебюсси «Свет луны»;

- снятие симптомов гипертониии и напряженности в отношениях с другими людьми: Бах «Концерт ре-минор» для скрипки, «Кантата 21», Барток «Соната для фортепиано», «Квартет 5», Брукнер «Месса ля-минор»;

- для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением: Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия1», Хачатурян «Сюита Маскарад»;

- для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения: Чайковский «Шестая симфония», 3 часть, Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2»;

- для уменьшения агрессивности, негативизма: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

Мы считаем, что грамотно подобранная специалистом музыка и правильно организованное музыкотерапевтическое занятие дают возможность пожилым и старым людям, несмотря на возраст, почувствовать, что жизнь не кончается, и их проблемы либо преодолимы, либо не так уж значимы. Музыкотерапия является одним их наиболее эффективных и часто используемых психологами направлений в работе с инвалидами и пожилыми людьми, проживающими в пансионате для ветеранов труда, для удовлетворительного протекания адаптационного периода, психокоррекции и комплексной реабилитации. 

Арт-терапия - это метод лечения посредством художественного творчества. Арт-терапия – область психологии и психотерапии, которая практически не имеет противопоказаний и возрастных ограничений, а при правильном использовании дает потрясающие результаты. Метод арт-терапии можно отнести к наиболее древним и естественным формам коррекции эмоциональных состояний, которым многие люди пользуются самостоятельно - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Всякое представление, возникающее в психике, всякая мысль заканчивается движением. Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления этого движения. Арт-терапия привлекает к себе в последнее время всё большее внимание во всём мире. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для "исцеления" отдельных лиц и групп, но и для "социального врачевания" в эру "аппаратурной медицины" и фармакологии.

В арт-терапии  предлагаются разнообразные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера (рисунок, графика, живопись, дизайн, мелкая пластика, батик, мозаика, всевозможные поделки из меха, кожи, тканей и др.), которые направлены на активизацию общения с психотерапевтом или в группе в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения — с другой. Арт-терапия использует "язык" визуальной и пластической экспрессии. С развитием арт-терапии связываются надежды на создание такой гуманной, "синтетической" методологии, которая в равной мере учитывала бы достижения научной мысли и опыт искусства, интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и жажду действия, план телесный и план духовный.

Арт-терапия — сборное понятие, включающее множество разнообразных форм и методов. Цель арт-терапии в работе с пожилыми людьми, проживающими в стационарных учреждениях социального обслуживания: помощь в адаптации, психоррекции и реабилитации.  Арт-терапия, как метод – безболезненна, практически не имеет ограничений, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, социальной работе и с разными возрастами.

Рисунок в арт-терапии – способ познания и особый вид коммуникации, техника, которая дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогает обходить цензуру сознания, стимулирует проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям, вызывает массу удовольствия у пожилых людей. Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, внимание, память (когнитивные навыки), а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Поддержание когнитивных функций пожилых людей является важнейшим фактором нормального старения.  Арт-терапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью. Арт-терапия предоставляет возможность человеку понять самого себя, помогает произвести изменения в жизни в сторону гармонизации, развития глубинной уверенности в себе, повышения гибкости мышления и восприятия пожилого человека.  Арт-терапия формирует творческое отношение к жизни с ее проблемами и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, служит поддержанию ощущения цельности личности у пожилого человека.  Эффективным методом является использование арт-терапии и с целью мотивирования жизненной активности пожилых людей, т.к. она помогает преодолеть апатию и безынициативность, служит мощным средством сближения людей, своеобразным мостиком между специалистом и подопечным, облегчает включение последнего в общественную жизнь.

Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний пожилого человека, что позволяет их использовать в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменения состояний. Арт-терапия успешно сочетается практически со всеми методами реабилитации, психокоррекции и адаптации. В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. В арт-терапии принят запрет на сравнительные и оценивающие суждения, отметки, критику, наказания. Таким образом, арт-терапия позволяет каждому участнику оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными, на его взгляд, людьми, продвигаться в развитии сообразно своей природе. При этом гуманистический подход не декларируется, а реально воплощается на практике. Причем, чем меньше психолог вмешивается в художественную деятельность, тем выше полученный терапевтический эффект, тем быстрее устанавливаются отношения эмпатии, взаимного доверия и принятия. Занятия могут быть структурированными или неструктурированными. Для первых характерна заданность темы и/или изобразительных средств. Однако содержание творческой деятельности, форма воплощения задуманного, темп работы определяются самим участником. На неструктурированных занятиях участники самостоятельно выбирают тему, материалы, инструменты. На занятиях зачастую используются музыка, пение, движение, танец, драма, поэзия, сочинение историй и т.д. Такие формы, когда одновременно сочетаются различные способы творческого самовыражения, принято называть мультимедийными. Арт-терапия применяется индивидуально и в группе. Групповая арт-терапия больше распространена, чем индивидуальная, поскольку она дает возможность каждому участнику группы яснее осознавать себя через сравнение с другими, а также позволяет членам группы оказывать поддержку друг другу. Групповая арт-терапия с пожилыми может строиться по студийному либо тематическому принципу. Студийная, или открытая, группа в своей работе решает довольно локальную, хотя и важную, задачу – преодолеть смущение участников, нерешительность, страх перед непривычным занятием, побудить человека к творчеству и самораскрытию в нем. Она может не иметь постоянного состава, и к ней в любой момент могут присоединяться новые участники. Работа такой группы практически не интегрирована и не структурирована. Тематически ориентированная группа предполагает большую степень интегрированности пожилого человека, что достигается за счет ориентации на темы, затрагивающие общие интересы и проблемы участников (например, воспоминания, картины жизненного пути, отношения с детьми и внуками, сюжеты природы и т. д.), а также за счет распределения общего времени каждого занятия на отдельные этапы.

Условия, способствующие раскрытию креативности:

- «разрешающая» установка. Креативность расцветает, когда нет пристрастных суждений, оценок;

- способность защититься от страха по поводу того, что другие могут подумать о нас и нашей деятельности;

- умение не беспокоиться о «бесполезности» истраченных материалов и времени;

- принятие идеи о том, что нет ничего «правильного» или «неправильного» в творческом процессе;

- умение преодолеть беспокойство по поводу «непрактичности» или «бесполезности» вашей деятельности. Цель арт-терапии – вовсе не создание тех или иных полезных вещей, а сам творческий процесс;

- Развитие мотивации и увлеченности процессом.

На базе ЦСО№1 разработана программа для людей пожилого возраста с использованием арт-техник, которая с успехом применяется психологами в работе. При организации занятий принимается  во внимание возможное снижение когнитивных функций у пожилых людей, нарушения речи, косность и конкретность мышления, ослабления зрения, слуха, тугоподвижность мелких суставов, а также быструю утомляемость, сниженную работоспособность, рассеянность внимания. В связи с этим  внимание направлено на следующие моменты: необходимы наличие отдельного хорошо освещенного помещения, стол, удобные стулья; предпочтение отдается групповым формам работы; при подборе группы с каждым участником проводится индивидуальная беседа для выявления его проблем и потребностей; группа может быть смешанной по возрасту, социальному положению, нозологии; количество участников группы –6-8 человек сохранных и 3-4 дементных; продолжительность занятия 30-60 минут в зависимости от контингента, время проведения – на усмотрение специалиста; за время одного занятия используются не более двух методик (разминочная и аналитическая). Использование разминочной техники позволяет мобилизовать внимание, снять страх перед рисованием, создать атмосферу доверия и сплотить участников группы; занятия могут проводиться на фоне музыкального сопровождения и ароматерапии, подобранных в соответствии с целями используемой техники; специалист предоставляет и рассказывает о тех материалах, которые предлагается использовать, об их качествах, демонстрирует их изобразительные возможности. К материалам относится бумага различного качества и размера, краски (акварельные, акриловые, гуашевые), пастель (масляная, сухая), карандаши различной твердости, фломастеры, маркеры, художественный уголь, кисти различного размера, материалы для коллажей (различные старые журналы с цветными иллюстрациями, куски текстиля, фольга, мотки шерстяных и хлопчатобумажных ниток и т. п.), а также глина, пластилин, клей, скотч; рекомендуется учитывать основные показания и противопоказания для проведения арт-терапии. Спектр проблем, при решении которых могут быть использованы техники арттерапии, достаточно широк:

- профилактика деменции;

- наличие психологических проблем;

- травмы;

- ПТСР;

- невротические и психосоматические расстройства и др.

Необходимо отметить, что в арт-терапевтической практике существует два основных подхода: директивный, который предполагает наличие конкретного задания, темы или инструкции, и недирективный, предполагающий отсутствие каких-либо регламентирующих указаний в процессе создания тех или иных визуальных образов. Приведем краткое описание занятий арт-терапией с директивным подходом:

1 занятие: Знакомство участников группы и введение правил. «Каракули»; цель – снятие страха перед рисованием, сплочение группы. «Настроение»; цель – позитивный настрой на дальнейшую работу в группе.

 2 занятие: «Воспоминание о счастливом событии»; цель – актуализация положительного эмоционального опыта. «Общий рисунок»; цель – развитие навыков невербальной коммуникации, сплочение группы.

3 занятие: «Каракули» (рисунок по кругу с продолжением на одном листе); цель – создание позитивной рабочей атмосферы. «Я и мир»; цель – актуализация себя в настоящем, проработка некоторых проблем.

4 занятие: «Хобби»; цель – самопрезентация. «Я в начале занятий; я – сейчас»; цель – осознание перемен и вербализация чувств, связанных с болезнью.

5 занятие: «Мандала» (рисунок в круге); цель – релаксация. «Я и моя болезнь»; цель – осознание отрицательных эмоций, связанных с болезнью.

6 занятие: «Портрет соседа»; цель – отражение отношений к членам группы, рефлексия, отреагирование эмоций. Визуализация «Море»; цель – релаксация.

7 занятие: «Мое будущее»; цель – осознание потребностей, поиск способов их удовлетворения.

8 занятие: «Несуществующее животное в фантастическом мире» с последующим сочинением рассказа; цель – психодиагностика, реализация скрытых творческих возможностей. «Я у себя дома»; цель – проработка межличностных отношений.

9 занятие: «Рисунок имени» (каждый участник группы по очереди произносит свое имя, а все остальные рисуют его в метафорическом виде); цель – отражение отношений к членам группы, рефлексия, отреагирование эмоций. «Противостояние болезни»; цель – проработка возможных вариантов борьбы с болезнью и поиск ресурсов.

10 занятие: «Я в начале занятий, я – сейчас»; цель – осознание перемен и вербализация чувств, связанных с этим. «Перемены во мне» (письменно); цель – подведение итогов, осознание и закрепление позитивных изменений. По данным самоотчета обслуживаемых, у пожилых людей отмечалось улучшение настроения, подъем жизненной энергии, появление чувства покоя, исчезновение некоторых психосоматических симптомов (нормализация артериального давления, уменьшение одышки, головных болей, болей в области сердца), уменьшение чувства тревоги, появление уверенности в себе, улучшение коммуникативных навыков и расширение круга общения, произошло осознание и проработка некоторых межличностных конфликтов, появилась осознанная тяга к творческим занятиям.

Изотерапия часто трактуется в литературе как синоним арт-терапии. Но мы используем это понятие немного уже. Изотерапия – лечебное воздействие с помощью изображения. В ПВТ № 31 ежемесячно выставляются авторские выставки художественного и прикладного творчества. Для проживающих учреждения проводится торжественное открытие каждой выставки, на которой сам автор или его близкие рассказывают о рождении и истории произведений. Как правило, художники – люди преклонного возраста, и интерес к их творчеству у проживающих дома вдвойне, особенно, если толчком к художественному самовыражению послужили кризисные или трагические этапы их жизни. Также психологами проводятся так называемые «выездные групповые занятия»: психолог с группой из 8-10 человек с помощью художественной выставки проводит занятия, обсуждая эмоциональные впечатления, которые произвели творения на пожилых людей, обсуждаются сходства и различия произведений. В пансионате есть традиция проведения выставок ручного творчества обслуживаемых и детей, в рамках проекта «Поколение доброты».

Конкретные приемы арт-терапии постепенно становятся самостоятельными направлениями психологической работы. Направления арт-терапии соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически не ограничено. Выделяют собственно арт-терапию (визуальные виды искусства), и ее направления: музыкотерапию, танцевально- двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, мемуаротерапию, кинотерапию, маскотерапию, этнотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию, куклотерапию, оригами и др. Сейчас появляется все больше и больше новых направлений, которые стоят на стыке арт-терапии и других направлений психотерапии – арт-синтезтерапия, песочная терапия, киндер-сюрприз-терапия… это еще не предел.  Более известны и распространены методы, разработанные на модели более ранних возрастов, но адаптированные к психологическим особенностям возрастов поздних. Но существует комплекс направлений арт-терапии, которые можно эффективно применять в геронтологической практике. Этот комплекс нацелен на восстановление и активизацию телесных, психических и социальных функций, навыков, возможностей, а также на решение конкретных проблемных ситуаций, с которыми пациент пожилого возраста не может справиться самостоятельно.

Паспорт

социального проекта «Тревожная кнопка»

1.

Наименование проекта

Тревожная кнопка

2.

Тема проекта

Инновационная социальная технология по поддержке одиноких и одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов.

3.

Направления инновационной деятельности

Внедрение в практику социальной службы инновационной технологии экстренного реагирования на негативные изменения жизненной ситуации клиента, угрожающие состоянию его здоровья и безопасности.

4.

Наименование учреждения

Муниципальное учреждение «Центр социального обслуживания  граждан пожилого возраста и инвалидов №1 г.Волгодонска»

5.

Адрес

город Волгодонск  ул.Советская, д.22

6.

Телефон/факс

8(8639) 22-29-39

7.

Сайт

-

 

Адрес электронной почты

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

8.

Руководитель учреждения

Киричёк Эльвира Вячеславовна

9.

Руководитель проекта

Киричёк Эльвира Вячеславовна

10.

Ответственный исполнитель проекта

Нецветаева Евдокия Андреевна, Букурова Анжелика Вячеславовна, Полетавкина Оксана Владимировна

11.

Консультант (при наличии)

-

12.

Дата создания инновационного проекта

Июль 2016 года

13.

Кадровый состав специалистов, участвующих в реализации проекта

Заведующий отделения социального обслуживания, специалист по социальной работе, социальные  работники социального обслуживания на дому

14.

Категория участников проекта

Граждане пожилого возраста и инвалиды, участники ВОВ, ветераны ВОВ

15.

Продолжительность реализации

январь – декабрь 2016

16.

Используемые ресурсы:

 

16.1

организационные

Методическую помощь в реализации проекта,  планирование и контроль за реализацией проекта осуществляет заместитель директора по социальной работе Центра; заключение контрактов осуществляет заместитель директора по административно-хозяйственной части.

16.2

кадровые

Заведующий отделения социального обслуживания на дому осуществляет обучение социальных работников для выполнения мероприятий проекта, консультирование граждан пожилого возраста по вопросам работы проекта;

специалисты Центра обеспечивают информационное сопровождение реализации программы, осуществляют консультирование населения по вопросам проекта;

социальные работники выполняют мероприятия реализации программы.

16.3

материально-технические

устройство (GSM –кнопка)

16.4.

финансовые, в том числе по источникам

100,00

17.

Цель проекта

Организация оперативного реагирования служб жизнеобеспечения на экстренные ситуации, которые могут угрожать жизни и здоровью человека, позволяющие в критической ситуации подать сигнал, который выводится на пульт оператора тем самым происходит продление полноценной жизни ветеранов войны в комфортной, привычной для них среде обитания; сокращение очереди на помещение в стационарные учреждения социального обслуживания населения. Также создается система быстрого реагирования на негативные изменения физического, психического и психологического состояния клиентов и их жизненной среды.

18.

Задачи проекта

1. Повышение степени приспособленности пожилых людей и инвалидов к условиям современной жизни и профилактика социальной дезадаптации.

2. Круглосуточная информационно - консультационная, социально-медицинская своевременная помощь людям пожилого возраста и инвалидам.

3. Оперативное решение срочных проблем граждан пожилого возраста и инвалидов, находящихся на обслуживании..Оказание поддержки и помощи людям пожилого возраста и инвалидам в решении проблем социальной адаптации, возрастных проблем и проблем безопасного существования.

4. Координирование слаженного взаимодействия медицинских, коммунальных, бытовых, социальных, правоохранительных и иных служб района для решения насущных проблем людей находящихся на социально-медицинском обслуживании.

5. Решение насущных проблем для обеспечения безопасной, комфортной, активной жизни обслуживаемых граждан.

19.

Практическая значимость проекта

Повышение степени приспособленности пожилых людей и инвалидов к условиям современной жизни и профилактика социальной дезатаптации.

20.

Прогнозируемая результативность проекта

- обеспечение 20 клиентов техническими средствами мониторинга жизненной ситуации;

-создание службы помощи и поддержки, оснащенной аналитическим комплексом, каналами экстренной связи с подразделениями экстренных служб, психологической поддержки, социальной защиты населения, правоохранительных органов и другими службами;

-организация четкого взаимодействия между службой помощи и экстренными службами и др.;

- организация текущего контроля за порядком, процессом и результатами оказания помощи и поддержки пожилым людям и инвалидам;

- снижение потребности в размещении клиентов в стационарных учреждениях;

-снижение расходов на постоянный уход за пожилыми людьми и инвалидами ввиду предотвращения экстренного ухудшения состояния их здоровья;

-поддержание активности пожилых людей, обеспечение их способности к самообслуживанию;

-автоматизация и оптимизация работы учреждений социальной защиты населения г. Волгодонска.

21

Индикаторы и показатели эффективности проекта

Количество граждан пожилого возраста и инвалидов, отмечающих   улучшение физического и психического здоровья, из числа граждан пожилого возраста и инвалидов, являющихся участниками проекта.

22.

Периодичность отчетности о результатах внедрения технологии (годовая, квартальная и т.п.)

декабрь 2016

23.

Актуальность проекта

Актуальность разработки технологии заключается в том, что в настоящее время пожилые люди в нашей стране стали наиболее социально-незащищённой категорией общества. Одинокие и одиноко проживающие престарелые граждане и инвалиды являются наиболее уязвимой категорией населения, т.к. в силу возрастных особенностей, здоровья, отсутствия близких родственников. Перенесённых жизненных стрессов, они чаще всего ведут полузамкнутый образ жизни, к тому же многие из них маломобильны. В связи с этим им не хватает общения и информации, в том числе о формах социального обслуживания, правовой информации, услугах социального работника. И чаще всего, именно одинокие пожилые люди часто становятся жертвами мошенников. Все эти факторы влияют на качество жизни одиноких граждан, ими не в полной мере используются все возможности получения государственных и других услуг, защиты своих прав и имущественных интересов. Таким образом, одинокие пожилые граждане нуждаются сегодня в социальной поддержке государственных и общественных структур. Проблема обеспечения безопасности клиентов социальных учреждений становится всё более востребованной в силу того, что увеличивается число людей старших возрастных когорт, что обуславливает всё более выраженную потребность пожилых людей в услугах по обеспечению медико-социальной помощи и ухода.

     Необходимость разработки данной технологии вызвана потребностью:

 - повышения требований к качеству и количеству предоставляемых услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому;

- слабым развитием информационно-коммуникативной информированности граждан пожилого возраста и инвалидов о работе медицинских, социальных и обслуживающих организаций;

- потребностью повышения уровня безопасности  и защищённости от недобросовестных поставщиков различных услуг и предупреждения криминально-противоправных актов, совершаемых против граждан пожилого возраста  и инвалидов;

- необходимостью развития информационно-коммуникативных технологий  в системе социального обслуживания;

- повышения эффективности социального обслуживания  маломобильных граждан увеличение периода самообслуживания и активности пожилых людей;

- развитие межведомственного взаимодействия.

24.

Описание проекта

Внедрение системы “Тревожная кнопка” для организации неотложной помощи одиноким ветеранам войны и инвалидам через учреждения социальной защиты, здравоохранения и другие государственные структуры.

Социальный проект “Тревожная кнопка” предусматривает внедрение в практику социальной службы инновационной технологии экстренного реагирования на негативные изменения жизненной ситуации клиента, угрожающие состоянию его здоровья и безопасности. Практика рассчитана на реализацию в среде основных клиентов социальных служб — участникам ВОВ, одиноко проживающих граждан пожилого возраста и инвалидов.

 

План реализации проекта

 


п/п

Мероприятие

Дата

Ответственный исполнитель

Статья бюджета

1. Подготовительный этап

 

 

1.1

Размещение информации о запуске социального проекта «Тревожная кнопка» в городе Волгодонске;

август

Специалист по социальной работе

Ст.211,213,310

1.2

Мониторинг одиноких ветеранов войны;

Июль-август

 

 

 

 

 

Специалист по социальной работе

Ст. 211

1.3

Проведение медицинского обследования и социально- бытовых условий проживания граждан;

август-сентябрь

Специалист по социальной работе

-

2. Основной этап

 

 

2.1

Закупка наручных браслетов

август

 

Заведующий хозяйством

-

2.2

Вручение браслетов

сентябрь

Специалист по социальной работе

-

3. Заключительный этап

 

 

3.1

Анализ динамики улучшения здоровья пожилых людей за время внедрения проекта

декабрь

Специалист по социальной работе

-

3.2

Подведение итогов реализации и внедрения проекта

Декабрь 

Специалист по социальной работе

-