Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Написание мемуаров может являться мощным психотерапевтическим средством, способным излечить пожилого человека от депрессии, побудить его к активной деятельности по подбору и чтению литературы, работе в архивах, к встречам с людьми. Занятие подобного рода включает человека в общественную жизнь и позволяет ему отречься от мыслей о болезнях и прошедшей молодости. Это настолько сильное средство, что его правомерно рассматривать как особое ответвление биографического метода и назвать мемуаротерапией. Практически возможны следующие подходы к реализации мемуаротерапии: - описание последовательно каждого года своей жизни; - описание событий, которые особо привлекли внимание автора мемуаров; - описание только позитивных для автора событий. Мемуаротерапия допускает любые подходы. Главное – писать о своей жизни так, чтобы автор чувствовал, что он делает важное и нужное дело.
Мемуаротерапия может эксплицироваться в следующих формах:
- написание дневников «для внутреннего пользования», служащих своего рода «полуфабрикатом», из которого в дальнейшем выкристаллизовываются настоящие мемуары;
- написание статей, ориентированных на публикацию в местных газетах. Это более эффективная форма, поскольку связь между авторами мемуаров и их читателями реализуются уже на внешнем уровне;
- создание книги воспоминаний. Такие книги могут храниться в семье или публиковаться, если это позволяют их литературные достоинства;
- участие в работе литературной студии.
Специалисты центра, соединив основную деятельность отделения реабилитации граждан пожилого возраста и профилактику, разработали программу «Перо мудрости». В ней приняло участие граждане пожилого возраста и инвалиды, состоящие на обслуживании в отделении. В процессе реабилитации развивается заинтересованность человека в том, что его жизнь служит чему-нибудь или кому-нибудь. Мемуаротерапия предлагалась пожилым в следующих формах: написание дневников, написание статей, создание книги воспоминаний, участие в работе литературной студии. Так как основной контингент пожилых в центре - люди военных и послевоенных лет, наиболее востребованным оказалось написание статей и книг воспоминаний. В результате мемуаротерапии появились «сборники» воспоминаний. Работа над написанием статей носит групповой характер, а темы статей выбираются по разным темам.
На сегодняшний день биографический метод – это один из наиболее эффективных методов индивидуального мотивирования жизненной активности людей, вступивших в период поздней взрослости. Он ставит коммуникативную, диагностическую и коррекционную цели и направлен на то, чтобы дать человеку возможность осознать, как его прошлое определило его настоящее и продолжает влиять на него. Работа с биографией пожилого человека может осуществляться двумя путями: как описание и изучение преимущественно внутренней жизни человека, как описание и изучение фактологической, «вершинной» стороны жизни человека (исторический подход).
Первый подход достаточно хорошо разработан. К главным задачам при движении по этому пути относятся: - выявление роли тех или иных событий и лиц, оказавших влияние на жизнь человека, - исследование разрушительных ситуаций на его жизненном пути, - выявление ситуации-лейтмотива, обусловившей жизненный урок, сказавшейся на всей биографии, - обозначение собственных личностных ресурсов, заключенных в материалах биографии, - формирование творческого отношения к кризисам поздней взрослости и обучение конструктивным способам выхода из них, создание адекватной временной перспективы.
Такой вариант реализации биографичекого метода широко применяется за рубежом. В нашей стране наиболее перспективным является второй путь реализации данного метода, основанный на том, что прикосновение человека к своему прошлому само по себе, даже без его глубинного психологического анализа, без глубинного исследования внутренней жизни, может дать весьма сильный психотерапевтический эффект и способствовать возникновению стойкого позитивного мироощущения. Метод начинается с разговора с человеком о его детстве, о его родителях и родственниках.
Большинство пожилых людей вспоминают свое детство с готовностью и охотой. Возвращаясь в него в своих воспоминаниях, они вновь начинают ощущать свое Я, еще не отягощенное жизненными трудностями, и в них оживает способность чувственного и образного видения мира. Для усиления этой способности человеку стоит предложить создать свой «музей детства» из уцелевших предметов, напоминающих о детстве вещей, детских фотографий. Раскладывая их в хронологическом порядке и помещая в альбомы, человек как бы вновь проживает свою жизнь. Психолог помогает ему в этом, задавая вопросы о людях, изображенных на фотографиях, о сопутствующих событиях, об участии в них его самого. Полезно иллюстрировать все это не только фотографиями, но и открытками, вырезками из журналов и газет, снабжать фотографии и иллюстрации подписями и комментариями.
Занимаясь подобной работой, человек вспомнит, как любили его родители, как дружили с ним соученики, как уважали его коллеги по работе, что полезного он создал в результате своего многолетнего труда.
Постепенно в его представлении выстроится цепочка ощущений, каждое из которых в той или иной форме есть ощущение собственной необходимости кому-либо, необходимости, полезности. Работу с фотографиями, иллюстрациями из журналов, сопровождение их надписями и комментариями можно развивать дальше в двух направлениях: в направлении изучения человеком своей генеалогии и в направлении изучения исторического контекста, в котором протекала его жизнь, жизнь его родных и предков. Пожилой человек начинает чувствовать себя «принадлежащим к роду». Это усиливает ощущение своей нужности, придает дополнительный смысл жизни, мотивирует составление записок о своих родителях и более далеких предках, сбережение услышанного, запомнившегося, стремление передать семейный жизненный опыт своим детям. Таким образом, биографические технологии формирования толерантного отношения к старению и индивидуального мотивирования жизненной активности человека являются наиболее адекватными в силу специфики данной возрастной группы в современных российских условиях.
Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Лечение чтением входит как одно из звеньев в систему психотерапии. Методика библиотерапии представляет собой сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии. Библиотерапия — это «использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства в общей медицине и психиатрии с целью решения личных проблем при помощи направленного чтения».
Выделяют (Миллер А. М., 1974) три основных направления разработки проблем Б.:
1. Библиоведческое направление. С точки зрения его сторонников, библиотека для больных должна быть только фактором, отвлекающим от мыслей о болезни, помогающим переносить физические страдания, но не ставить перед собой целей руководства чтением конкретного читателя или однородных читательских групп. Книжные фонды библиотек обычно универсальны, а значительная их часть — беллетристика, которая повсеместно именуется легким чтением. Подготовка библиотекарей не включает каких-либо дисциплин, учитывающих специфику работы с больными. Библиотека не имеет отношения к лечебному процессу, а является частью больничного или стационарного обслуживания.
2. Сторонники второй точки зрения — главным образом в Германии — считают, что библиотерапия является компонентом психотерапии больных неврозами и некоторой части психически больных. Она производится только врачом-психотерапевтом или психиатром без участия библиотекаря.
3. Представители третьего направления, наиболее перспективного, считают, что библиотерапия является вспомогательной, а в ряде случаев и равноправной частью лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях. Она требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря.
Этого направления придерживаются врачи и библиотечные работники в нашей стране. При подборе книг ("библиорецептур") необходим тщательный учет личностных особенностей пожилого человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня. Поскольку в библиотерапии используются обычно художественные произведения, она относится к методам эстетотерапии (Кузнецов О. Н., 1995). Подбирая книги, психолог руководствуется различными принципами:
в одном случае это книги, адекватные основным группам заболеваний, с учетом их нозологии;
в другом выбор обусловлен психотерапевтическим воздействием произведения — преимущественно седативным, стимулирующим и т. д.;
в третьем — выбираются книги, соответствующие характеру психотравмирующей ситуации. В то же время функцией библиотерапии может являться представление дополнительного материала для дискуссии в процессе групповой психотерапии.
Рекомендуя больному книги в библиотерапевтических целях, следует учитывать 3 принципа:
1) степень доступности изложения (или степень сложности предлагаемой книги);
2) герой книги должен быть больному «по плечу»;
3) максимальное сходство ситуаций в книге и ситуации, в которой находится больной.
Учет последнего принципа особенно важен при библиотерапии неврозов, где основным в патогенезе заболевания является психологический конфликт личностного характера. Библиотерапия может применяться в индивидуальной и групповой форме. При индивидуальной форме чтение пациентом книг осуществляется по составленному библиотерапевтом или психологом плану с последующим разбором прочитанного. При групповой форме кроме требований, которые учитываются при создании любой психотерапевтической группы, необходим еще подбор членов группы по степени начитанности и читательским интересам. Наиболее приемлемым является проведение библиотерапии в группе из 5-8 пожилых людей. Подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Возникает дискуссия, в результате которой четко вырисовывается структура межличностных отношений в группе, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Основными целями данного метода выступают геронтообразование, психокоррекция, структурирование свободного времени. Задачи: достижение лучшего понимания пожилым человеком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта. Библиотерапия, как и руководство чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя.
В том, что книга лечит, нет никакого сомнения. В ЦСО№1 большая уютная библиотека с достаточно обширным перечнем литературы, которую может подобрать для себя любой пожилой человек. Заведующая не просто выдает книги. Она проводит беседы с проживающими, во время которых определяет характер проблемы человека, конфликтную ситуацию и возможные методы ее решения. В зависимости от проблемы, ветерану рекомендуется та или иная литература, способная и призванная помочь ему в разрешении сложившейся ситуации. Техника оказания помощи может быть предельно разнообразной, а вернее, ее должен выбирать сам библиограф на свой вкус и профессиональный опыт, в зависимости от ситуации, особенностей личности пожилого человека. При рекомендации можно сделать акцент на свои личные привязанности, на свой читательский опыт. Общение с пожилым человеком должно проходить на равных. Задача библиографа сделать так, чтобы проживаючий забыл о том, что он себя плохо чувствует. Наоборот, беседа должна быть непринужденной и ненавязчивой. Это должно быть отвлеченным разговором друзей, о книгах, о писателях, но в ненавязчиво-рекомендательной форме. Библиограф должен выяснить читательские привязанности пожилого человека, особенно вновь поступившего, и работать “вокруг” них. При этом, естественно он должен достойно владеть предметом разговора, другими словами ему должна быть знакома эта литература не “понаслышке” и не по рецензиям. Существует наблюдение, что чтение произведений Шекспира, Бунина, Бродского и д.р. является средством от угнетенного состояния. Произведения Ф.М. Достоевского, наполнены таинственностью и в некоторых людях пробуждают, неведомые до этого внутренние чувства и переживания. Л.Н. Толстой некоторых утомляет, а некоторых веселит; рассказы Бунина вызывают новые ощущения и искорки жизни. У Чехова, как и у Гоголя, есть веселые вещи, а есть и глубокие, философские рассуждения. Это только русская классика, а, сколько еще другой литературы, в том числе зарубежной, не отстающей от русской по способности влиять на восприятие. Много и другой современной литературы, причем почти неизвестной. Одна и та же литература на каждого человека может действовать по- разному. Поэтому, прежде чем рекомендовать какую-либо литературу, необходимо определить тип личности, психологические особенности этого типа, его читательские предпочтения. Подводя резюме, можно только согласиться с вице-президентом психиатрической ассоциации Р. Кэмпебеллом, который считает, что книга может помочь человеку лучше понять свои психологические и физиологические реакции, пополнить или исправить знания, побудить человека к словесному выражению определенных проблем, что помогает снять страх, стыд, чувство вины, побудить человека мыслить конструктивно, усилить представления об общепринятых социальных и культурных нормах и т. д.
Согласно наблюдениям, дает хороший психологический результат работа пожилых людей со своими переживаниями с помощью стихов. Некоторые из проживающих нашего пансионата писали ранее свои стихи или начали писать в позднем возрасте, вкладывая в них все свои эмоции и переживания, философский смысл. В СРО часто устраиваются творческие вечера, где авторы читают свои произведения слушателям. Так же работает литературно-творческий клуб, в плане встреч которого есть ежемесячный поэтический абонемент, на котором приходящие лекторы читает стихи русских и современных поэтов. Как правило, пожилые люди с большим желанием посещают такие встречи, получая на них массу положительных эмоций.
Сказкотерапия - направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки). Сказкотерапия - это еще и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни" (Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева). Достоинствами и преимуществами метода сказкотерапии можно считать ее метафоричность, отсутствие дидактичности, архетипичность, психологическую защищенность, интеграцию многих психотехнических приемов в сказочный контекст: это рисунок, драматизация, куклы, коллаж, музыка и др. Многие думают, что сказкотерапия предназначена только для детей. Однако это не так. Сказкотерапию можно назвать "детским" методом потому, что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека. Сказки метафоричны по своей природе.
Если следовать этой логике и дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. А что значит "использовать метафоры" в нашем понимании? Сочинять сказки! Сочиняя сказки о своей прошлой, настоящей и будущей жизни, мы метафорически описываем реальные события.
Наверное, сегодня многие первопричины человеческих проблем уже сформулированы. Многое можно объяснить внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю - достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный - как разрушитель. Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель "очищает" свои мысли, дисциплинирует чувства, заботится о здоровье. Опыт показывает, что сказки, сочиняемые людьми о своем будущем, очень часто сбываются. Функциональное значение сказкотерапии в работе с пожилыми людьми: - терапевтический потенциал сказкотерапии, - диагностические возможности сказкотерапии, - корректировка стереотипных моделей поведения и осваивание более эффективных способов межличностного взаимодействия, - сказкотерапия как "дверь" в коллективное бессознательное, способ доступа к ресурсам, указание к действию, средство "обхода" сопротивления, как метафора, - возможность больше узнать о своих ресурсах, развить творческую составляющую личности. Сказкотерапия сочетается с другими видами психотерапевтического воздействия. Использование метода возможно в индивидуальном и групповом формате. Можно выделить следующие моменты в работе с группой пожилых людей со сказкой: В групповой работе с пожилыми людьми интересно проходит интерпретация сказочных сюжетов. Также активно и в достаточной мере креативно проходит групповое задание на сочинение сказки по 10 словам. Можно специалисту использовать в работе с пожилыми людьми и групповую спонтанную инсценировку сказки. Проигрывание тех или иных эпизодов дает каждому участнику возможность прочувствовать некоторые эмоционально значимые для себя ситуации и отреагировать накопившиеся эмоции. Пожилые люди на группе с увлечением разбирают технику решения сказочных задач, сказочные сюжеты и стратегии их использования. Проживающие очень любят слушать и разбирать притчи, проводить параллель с собственной жизнью. Иногда использование сказки как притчи-нравоучения, которая с помощью метафоры подсказывает человеку вариант решения проблемы. В сказкотерапии можно использовать такой прием как рисование по мотивам сказки.
Рассказывание сказки. Прием способствует развитию фантазии, воображения, способности к децентрации.
Сочинение сказки. В сказках дается не просто жизнеописание героя, а в образной форме рассказывается об основных этапах становления и развития его личности. Характеры положительных и отрицательных героев должны представлять собой сильные и слабые стороны личности человека. Сказку можно использовать как притчу – нравоучение без обсуждения.
Можно устраивать обсуждения после прослушивания сказки или притчи по вопросам:
- Как вы думаете, о чем эта сказка (притча)?
- Какая часть сказки (притчи) вам показалась наиболее яркой?
- Встречали ли вы людей, похожих на какого-либо из героев сказки (притчи)?
- Чему мы можем научиться у этой сказки (притчи)?
Говоря о психологическом анализе сказок, неважно, что представляют собою - десакрализованные мифы, зашифрованные ритуалы, исторические хроники или младенческий бред - они производят мощное психологическое действие на современного ребенка, взрослого и пожилого человека.
А именно это и интересно. Кроме того, невозможно представить, как могла бы сказка так сохраниться и продолжать жить в культуре, переходя из поколения в поколение много веков, если бы она не была наполнена важным психологическим содержанием. В заключение представляется важным напомнить о существовании специфического действия сказки, особенно актуального в наше непростое время: сказка способствует повышению уверенности в себе и в своем будущем, поскольку позволяет становиться на позицию героя произведения ипреодолевать стоящие на его пути препятствия, выбирая наиболее подходящие пути и способы из множества выборов.